Начало. День первый. В детстве само слово - "Суздаль" - ассоциировалось у меня с "сусальным золотом". Что-то такое хрустально-блестящее-звенящее. Как в колокольчик. Или звон блестящих на солнце куполов под осенним солнцем, когда листья сброшены и остаются одни только ветки. Закрывающей их листвы уже нет, а снега нет еще. Плавные мраморные контуры, обнаженное человеческое тело без одежды.
Позавтракали в "Соколе" (входящий в стоимость номера "континентальный" завтрак оказался очень приличный: сок, чай, булочки, ветчина и сыр на бутерброды, омлет, а еще блинчики с вареньем - их я съела с особым удовольствием) и побежали вызволять машину из-под бдительного ока расположившихся напротив ДПСников. На наше счастье, какой-то бедолага проскочил у них под носом и они занялись им. Поэтому мы благополучно слиняли на соседнюю улицу и оставили машину там. А сами направились к Кремлю.
То есть, маленькая оговорочка: к Кремлю мы отправились не сразу. Сначала мы попытались найти медоваренный завод. Поколесив немного по окрестностям и убедившись, что навигатор нас в очередной раз завел туда, куда нам совсем было не нужно, подъехали к Кремлю с противоположной стороны реки. Как раз там, где находился Музей деревянного зодчества. Хотя, по-моему, все это было свезено из разных концов одной деревни. Интересно, осталось ли там хоть что-нибудь.
А если вооон та вон башенка возьмет да свалится, что будет? Ничего? А давайте мы ее свалим! Фотография внизу. Колодец обыкновенный. Внутрь залезал человек и начинал там крутиться. Как белка. Фотка наверху. Как думаете, для чего нужны "палки", которые находятся позади мельницы? Подпирать, чтобы не упала? Ничего подобного. Крышу поворачивать в ту сторону, куда ветер дует. :)
Прямо перед музеем продавалась домашняя медовуха. Ходят слухи, что ее варят как-то неправильно и наутро после чрезмерного потребления болит голова. Не знаю, не болела ни разу. Но лично мне эта самая "самоварная" нравится гораздо больше, чем коммерческая, оставляющая привкус газированного напитка. Душевная, что ли. Живая. И, очень разная. Только хранить ее - как уже обнаружили потом дома - лучше все-таки не в тепле, а в холодильнике: может забродить.
Заброшенный храм напротив Музея деревянного зодчества. Впрочем, храм был заброшен как-то странно: на первом этаже стояли пластиковые окна и свежекрашенные решетки.
И немного фотографий Суздальского кремля и его окрестностей.
На фотографии внизу: землеройка обыкновенная. :) Обратите внимание, что она "безногая". Долго гадали, что это может быть и куда у него делась нижняя часть. В конце-концов решили, что это какой-то пьяный трудоголик случайно закопал сам себя и теперь предприимчивые музейные работники выдают машину за экспонат четырнадцатого века. "Простите, часовню тоже я развалил?.."
Иорданская сень.
Татарские стрелы. Обратите внимание на разные наконечники.
Наверху. Дневник суздальской барышни. Примерно в таком режиме: "Встала, напилась чаю, поплакала, легла спать; встала, сходила к бабушке, напилась чаю, легла спать; встала, напилась чаю, погадала, положила таракана под подушку, легла..." и тд. Интересно, лет через ...-ать, читая какую-нибудь подобную рукопись, люди будут так же считать, что мы тут страдали исключительно фигней?
Слева. Разрушенные в Суздале после революции храмы и их использованье. На фотографии видно не очень хорошо: все, что выделено голубым цветом - было уничтожено. На крайнем правом стенде - иконостасы, большинством из которых топили печки или же использовали в качестве полок в хранилищах.
Фрагмент "Золотых вотот", Успение. Фрагмент слева не сохранился: стерся от прикосновений.
Уже перед отъездом забрели в бар-ресторан на противоположной стороне от Торговых рядов, называется - "Погребок". Цены оказались в два раза дешевле ресторанчика напротив, да и само питание, мягко говоря, вкуснее. Деревянные лавочки с постеленными на них половичками, сухие цветы, девушки в кокошниках. На стенке - показывающая футбол плазма. А за окном - шоу, в виде бегающего по грязи верблюду. Кстати, скотинка выглядела довольно ухоженной: гладкой, с расчесанной бородой и только коленки были чумазыми от постоянного приседания на опавшую листву.