Nov 18, 2014 00:28
Второго октября в школе ,где я учусь , был организован концерт, посвящённый дню учителя . Мероприятие , как мне кажется, прошло довольно-таки успешно . Мой класс принимал участие в этом концерте , и , судя по искреннему смеху преподавателей , улыбкам на их лицах и громким аплодисментам , наше выступление всем пришлось по душе . И мы , и учителя получили от мероприятия массу удовольствия , и вечером следующего дня я вышла на официальный сайт Гимназии №1 города Кумертау , дабы посмотреть последние новости: может быть , о прошедшем концерте появилась заметка ?
На школьную страничку я заходила только 1 раз и уже не помню насколько давно , поэтому когда она полностью загрузилась , я была порядком удивлена .
Хорошо разработанный сайт , сайт - победитель республиканского конкурса «ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ-2014» , с многочисленными разделами , такими как «Новости гимназии» , «2014 - Год культуры» , «ФГОС» и др. Они меня заинтересовали, и я просмотрела каждый из них .
В разделе « Национальное образование » помещался пункт , содержащий список мероприятий по поликультурному воспитанию учащихся . После прочтения этой заметки я усомнилась в том , правильно ли понимаю значение слова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ . Кажется, ПОЛИ - значит много , ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ - многокультурное, объединяющее различные культуры . Сверилась со словарём : ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ … - …основанное на идеях взаимодействия различных культур и взаимного уважения их представителей .
Мероприятия ,приведённые в списке , как мне кажется , носят совсем не поликультурный характер , а довольно-таки выраженный монокультурный . Если внимательно их просмотреть , можно назвать эту доминирующую культуру .
Практически в каждом мероприятии можно выделить связующее звено .
Ниже собственно сами мероприятия и их краткое содержание ( выделенное мной ) :
• учащиеся приняли участие в городском конкурсе чтецов «Многоголосый Башкортостан».
• успешное выступление учащихся гимназии №1 на городском конкурсе «Тамыр» .
• участие гимназистов в городской Интернет-викторине, посвященной творчеству Мустая Карима
• семья учителя башкирского языка приняла участие в празднике «Шежере», который проходил на гостеприимной Стерлитамакской земле. Заняли первое место. Получили благодарственной письмо от главы администрации городского округа город Стерлитамак и приз - ноутбук.
• участие в республиканском конкурсе опекунов и попечителей.
• учащиеся 5 класса вместе с учителем башкирского языка и литературы посетили музей Баязита Бикбая на его родине в деревне Калта.
• под председательством учителя культуры Башкортостана прошло заседание клуба по литературному краеведению «Живой родник» с учащими 8 - 9 классов гимназии, посвященное 90 летнему юбилею Мустая Карима. Вниманию собравшимся был представлен тематический сайт о Мустае Кариме.
• учитель башкирского языка и литературы на приеме у президента РБ Рахимова М.Г. получила удостоверение о присвоении высокого звания «Заслуженный учитель РБ»
• на совещании при директоре выступила зам. директора по родным языкам по вопросу «Обучение родным языкам - взгляд в будущее».
• во время экскурсии учащихся 5 класса, изучающих родной башкирский язык в городской историко-краеведческий музей ученик 10 А класса рассказал о своем роде Султангареевых .
• на базе БГПУ им. М. Акмуллы состоялся республиканский круглый стол, посвященный преподаванию родных языков в РБ. В работе круглого стола участвовала учитель башкирского языка и литературы .
• прошла городская олимпиада по башкирскому языку и литературе.
• состоялась городская олимпиада по культуре Башкортостана. Учащиеся гимназии №1 показали высокие результаты.
• в БГПУ им. М. Акмуллы прошла 1 республиканская научно-практическая конференция "Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации". На ней с докладом выступил наш ученик 5 Б класса Биганяков Ильмир с докладом о Баязите Бикбае на французском .
• На мелеузовской земле вспоминают потомков Кинзи Арсланова .
( поездка учащихся гимназии №1 7 Б класса и ученика 3 Б класса на 12 научно-практическую конференцию в город Мелеуз "Потомки Кинзи Арсланова". )
• Здравствуй, здравствуй сказка!
прошел городской конкурс юных исполнителей сказок народов мира на башкирском языке «Здравствуй, здравствуй сказка!», посвященный 3 Всемирному курултаю башкир .
Правда , я не совсем поняла , как ,например, семья учителя башкирского языка или получение им удостоверения о присвоении высокого звания «Заслуженный учитель РБ» относится к поликультурному воспитанию учеников. Ну да ладно.
В общем ,процентов этак 90 мероприятий по поликультурному воспитанию учащихся либо посвящены башкирскому поэту/писателю/военному деятелю , башкирскому празднику , либо заключаются в проведении мероприятия на башкирском языке , либо проводятся для учащихся, изучающих родной башкирский язык / либо это олимпиады по башкирскому языку/литературе/истории .
Для поликультурного воспитания не слишком ли здесь доминируют мероприятия башкирской направленности ? А как же Русская , татарская , чувашская , мордовская и прочие культуры , представители которых проживают в Башкирии ?
А как сказано в одной из заметок в этом же разделе « Национальное образование » , Башкирия - республика многонациональная, в которой проживают большое количество различных конфессий и народностей.
«В нашей гимназии №1 проводятся очень много мероприятий по укреплению дружбы между народами » -гласит эта же заметка . Судя по поликультурному воспитанию в школах , эти мероприятия заключаются в том, чтобы все учащиеся не оставались в стороне от башкирских праздников , изучали башкирскую поэзию ,историю и культуру , а также воспевали её красоту и богатство .
Но кто же уделит внимание другим культурам ? Кто же на заседании клуба скажет об их богатстве и наследии , когда же организуют мероприятия , посвящённые их традициям и праздникам , вечера , посвящённые их литературе ? Видимо , никто , и видимо никогда .
Видимо , душещипательные речи и многочисленные статьи о воспитании понимания своеобразия культур , об их взаимодействии, укреплении межнационального согласия и дружбы между народами в республике так и останутся душещипательными речами и всего лишь увеличивающимися в количестве статьями .
поликультурное образование,
Кумертау,
школьное образование,
Башкирия,
маразм образования,
воспитание