Как в Башкирии воспитывают поликультурного человека .

Nov 18, 2014 00:28


Второго октября в школе ,где я учусь ,  был организован концерт, посвящённый дню учителя . Мероприятие , как мне кажется, прошло довольно-таки успешно . Мой класс принимал участие в этом концерте , и , судя по искреннему смеху преподавателей , улыбкам на их лицах и громким аплодисментам , наше выступление всем пришлось по душе . И мы , и учителя получили от мероприятия массу удовольствия , и вечером следующего дня я вышла на официальный сайт Гимназии №1 города Кумертау , дабы посмотреть последние новости: может быть , о прошедшем концерте появилась заметка ?

На школьную страничку я заходила только 1 раз и уже не помню насколько давно  , поэтому когда она полностью загрузилась , я была порядком удивлена .

Хорошо разработанный сайт , сайт - победитель республиканского конкурса «ЛУЧШИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ-2014» , с многочисленными разделами , такими как «Новости гимназии» , «2014 - Год культуры» , «ФГОС» и др. Они меня заинтересовали, и я просмотрела каждый из них .

В разделе « Национальное образование » помещался пункт , содержащий список мероприятий по поликультурному воспитанию учащихся . После прочтения этой заметки я усомнилась в том , правильно ли понимаю значение слова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ . Кажется, ПОЛИ - значит много , ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ -  многокультурное, объединяющее различные культуры . Сверилась со словарём : ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ … - …основанное на идеях взаимодействия различных культур и взаимного уважения их представителей .
Мероприятия ,приведённые в списке , как мне кажется , носят совсем не поликультурный характер , а довольно-таки выраженный монокультурный . Если внимательно их просмотреть , можно назвать эту доминирующую культуру .
Практически в каждом мероприятии можно выделить связующее звено .

Ниже собственно сами мероприятия и их краткое содержание ( выделенное мной ) :

•      учащиеся приняли участие в городском конкурсе чтецов «Многоголосый Башкортостан».
•      успешное выступление учащихся гимназии №1 на городском конкурсе «Тамыр» .
•      участие гимназистов в городской Интернет-викторине, посвященной творчеству Мустая Карима
•        семья учителя башкирского языка приняла участие в празднике «Шежере», который проходил на гостеприимной Стерлитамакской земле. Заняли первое место. Получили благодарственной письмо от главы администрации городского округа город Стерлитамак и приз - ноутбук.
•       участие в республиканском конкурсе опекунов и попечителей.
•     учащиеся 5 класса вместе с учителем башкирского языка и литературы посетили музей Баязита Бикбая на его родине в деревне Калта.
•      под председательством учителя культуры Башкортостана прошло заседание клуба по литературному краеведению «Живой родник» с учащими 8 - 9 классов гимназии, посвященное 90 летнему юбилею Мустая Карима. Вниманию собравшимся был представлен тематический сайт о Мустае Кариме.
•       учитель башкирского языка и литературы на приеме у президента РБ Рахимова М.Г. получила удостоверение о присвоении высокого звания «Заслуженный учитель РБ»
•       на совещании при директоре выступила зам. директора по родным языкам по вопросу «Обучение родным языкам - взгляд в будущее».
•     во время экскурсии учащихся 5 класса, изучающих родной башкирский язык в городской историко-краеведческий музей ученик 10 А класса рассказал о своем роде Султангареевых .
•        на базе БГПУ им. М. Акмуллы состоялся республиканский круглый стол, посвященный преподаванию родных языков в РБ. В работе круглого стола участвовала учитель башкирского языка и литературы .
•      прошла городская олимпиада по башкирскому языку и литературе.
•      состоялась городская олимпиада по культуре Башкортостана. Учащиеся гимназии №1 показали высокие результаты.
•  в БГПУ им. М. Акмуллы прошла 1 республиканская научно-практическая конференция "Иностранные и родные языки в современном культурном пространстве: аспекты межкультурной коммуникации". На ней с докладом выступил  наш ученик 5 Б класса Биганяков Ильмир с докладом о Баязите Бикбае на французском .
• На мелеузовской земле вспоминают потомков Кинзи Арсланова .
( поездка учащихся гимназии №1 7 Б класса и ученика 3 Б класса на 12 научно-практическую конференцию в город Мелеуз "Потомки Кинзи Арсланова". )
• Здравствуй, здравствуй сказка!
прошел городской конкурс юных исполнителей сказок народов мира на башкирском языке «Здравствуй, здравствуй сказка!», посвященный 3 Всемирному курултаю башкир .

Правда ,  я не совсем поняла , как  ,например, семья учителя башкирского языка или получение им удостоверения о присвоении высокого звания «Заслуженный учитель РБ» относится к поликультурному воспитанию учеников. Ну да ладно.

В общем ,процентов этак 90 мероприятий по поликультурному воспитанию учащихся либо посвящены башкирскому поэту/писателю/военному деятелю ,  башкирскому празднику , либо заключаются в проведении мероприятия на башкирском языке , либо проводятся для учащихся, изучающих родной башкирский язык / либо это олимпиады по башкирскому языку/литературе/истории .

Для поликультурного воспитания не слишком ли здесь доминируют мероприятия башкирской направленности ?  А как же Русская , татарская , чувашская , мордовская и прочие культуры , представители которых проживают в Башкирии ?

А как сказано в одной из заметок в этом же разделе « Национальное образование » ,   Башкирия - республика многонациональная, в которой проживают большое количество различных конфессий и народностей.

«В нашей гимназии №1 проводятся очень много мероприятий по укреплению дружбы между народами » -гласит эта же заметка . Судя по поликультурному воспитанию в школах , эти мероприятия заключаются в том, чтобы все учащиеся не оставались в стороне от башкирских праздников , изучали башкирскую поэзию ,историю и культуру , а также воспевали её красоту и богатство .

Но кто же уделит внимание другим культурам ? Кто же на заседании клуба скажет об их богатстве и наследии , когда же организуют мероприятия , посвящённые их традициям и праздникам , вечера , посвящённые их литературе ?  Видимо , никто , и видимо никогда .

Видимо , душещипательные речи  и многочисленные статьи о  воспитании понимания своеобразия культур , об их взаимодействии,  укреплении межнационального согласия и дружбы между народами в республике так и останутся душещипательными речами и всего лишь увеличивающимися в количестве статьями .

поликультурное образование, Кумертау, школьное образование, Башкирия, маразм образования, воспитание

Previous post Next post
Up