Почти ровно четыре года назад прочитал я роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг», по которому снят этот фильм. Книжка меня торкнула несказанно и кричал об этом криком в фейсбуке (
https://www.facebook.com/vladimir.belenkovich/posts/1809079725789370), а вот здесь следов не оставил. Исправлюсь и повторю этот отзыв четырехлетней дальности ради моих немногих жж-френдов, которых нету в FB. В этом отзыве я писал, что мало кричали маститые критики и лидеры опиньенов про этот роман, надо было кричать криком силой в полторы, а то и две янагихары.
Вот дошла очередь и до фильма, про который я сознательно ничего не читал. Я не знаю, какой Кирилл Серебренников театральный режиссер, поскольку в театре бываю редко и случайно. Зато теперь знаю, какой он кинорежиссер. Хороший, мне нравится. Германовского типа. Мизансцены все расфокусированы, разговоры - в недослышку. Тот редкий случай, когда я взялся пересматривать фильм покадрово сразу после окончания сплошного просмотра. Только со второго раза расслышал почти все, что они там бормочут и обнаружил все сюжетные скрепы, которые в тексте романа тоже неожиданны, но больше заметны. История Марины и ее любви к Игорю (с его слов и со слов его жены), которая еще и оказывается сестрой Виктора Михайловича и снегурочкой на елке самого Петрова в детстве, в фильме оказывается не просто аркой, а отдельной вставной новеллой, подчеркнуто черно-белой. Как и Герман, Серебряников показал себя большим мастером в части примет времени, вещественная среда выстроена очень точно, хорошая у него память на вещи века. Такое трудно объяснить, но глаз не обманешь. Вот, например, в сериале «Ликвидация» послевоенная Одесса в обносках выглядит аутентично, а в сериале Мосгаз и его сиквелах - все как ряженые.
Второй раз понадобился еще и для того, чтобы разобраться с саундтреком, который тоже подобран с большим вниманием. Я по части исполнителей песен на русском языке отстаю от жизни, поэтому пришлось погуглить. Если Ивана Дорна я еще узнал в лицо, а Колибри и Ноль узнал на слух, то вот Радиопомехи с их Синим троллейбусом и рэпер Хаски были открытием. Хаски тут заодно и покойника сыграл очень талантливо.
Типажи тоже все очень германовские, или за счет внешних данных, как у Дорна, или за счет выдающегося актерского мастерства, как у Чулпан Хаматовой, которая в кино вообще может все, как я понял, наверное и в театре тоже. Юлия Ауг и Любовь Аркус абсолютно аутентичны, семь микроролей Тимофея Трибунцова - блистательно, особенно роль Натальи Дмитриевны. Ну, что тут скажешь - актерский кинематограф, не меньше чем режиссерский.
Надо и другие фильмы Серебренникова посмотреть. «Изображая жертву» я вроде видел, но как-то не отложилось, буду пересматривать.