Сегодня ночью в NBA не играли, газификация мчится быстрее, чем я успеваю фиксировать, поэтому рождественский выпуск будет опять про музыку, изданную лейблом Джона Зорна Tzadik Records.
Сегодня одна пластинка будет шибко нелегкой, а другая очень даже живой, но с глубокой историей.
© Tzadik Records
Нелегкую пластинку, точнее говоря, двойной альбом, записала в 1999 году супергруппа с очень простым названием Purple Trap. Этот альбом стал одним из двух записанных ими. Название у него для любителей поэтического перевода: «Decided ... Already The Motionless Heart Of Tranquility, Tangling The Prayer Called "I"». Поскольку я не большой мастак переводить песенную лирику, включая ее заголовки, то с наскоку напишу просто так: «Решено! Уже почти неподвижное сердце безмятежности, выводя молитву под названием "I"». Оспорить этот перевод невозможно, поскольку текстов композиций практически нет. Дело в том, что состоит эта группа из японской авангард-певицы Кейджи Хайно и уже знакомых вам хотя бы по предыдущему выпуску этих хроник Била Лассвела и Рашида Али, тогда еще живого. Кейджи Хайно того же поколения музыканток, что и Икуи Мори, Зина Паркинс и Като Хидеки. А поет она примерно так, как пела Йоко Оно после того, как Леннон перестал ей указывать как петь. То есть, не столько поет, сколько кричит. В молодости она сотрудничала с Антонином Арто, такшта, с кем поведешься, как грится. Поэтому с лирикой там небогато, вся программа заложена в названиях композиций:
© Tzadik Records
А они, как видите, такие же затейливые, как и название всего альбома. Слушать это прямо скажем, непросто. Экстремальный слушательский икспириенс. Но я такое люблю и часто балуюсь. То, чем фри-джаз стал к концу ХХ века. Барабанщик Рашид Али не зря старались с Колтрейном. Ничто не забыто, так сказать, и никто не забыт.
Вторая пластинка - очень даже легкая музыка, хотя и с нелегкой предисторией. Зорн записал трибьютный диск Сержу Гинзбургу, сиречь подношение великому музыканту и не менее великому засранцу. Пластинка 1997 года называется Great Jewish Music:Serge Gainsbourg.
Это целая серия у них такая, напоминающая о пятой графе многих музыкантов, которые и сами подзабыли, что они евреи. Например, трибьют Марку Болану тут же затесался, про него тоже потом напишу. Не знаю уж, насколько еврейство Болана повлияло на развитие британского глэм-рока, но с Сержем Гинзбургом, по крайней мере, все было понятно. Еврей - пробы ставить негде. Хотя, это такая редкость, в еврейской семье сын - пЯница©. На его трибьюте классический набор музыкантов Цадика перепел и переиграл самые известные песни Гинзбурга. Запели все, кто раньше не пел! У Зорна поют! Самые потрясающие примеры, когда запели непевцы - это гитарист Марк Рибо, который спел Black Trombone, композитор и клавишник Уэйн Горвиц, участник еще Naked City, спел дуэтом с авангард-певицей Робин Холкомб «Bonnie and Clyde», Фред Фрит спел «The Ballad of Melody Nelson», пианист Энтони Коулмэн спел «Ce mortel ennui», ну и так далее. Даже Медески-Мартин-Вуд заспивали. Вообще, выбор композиций для перепева составляет существенную часть этого экспериментального трибьюта.
Для пущего удовольствия я себе тут же составил соответствующий плейлист из оригиналов и слушал пластинку и подряд и перемежая оригиналами. Некоторые треки было довольно сложно раздобыть. Например, песню «La Chanson de Slogan» из саундтрека, где Гинзбург снялся в роли самого себя (ну почти) вместе с Джейн Биркин в роли самой себя (ну почти) сразу же после ее приезда во Францию. Заодно уж и посмотрел это кино, которого раньше не видел, только чтобы убедиться, что великий музыкант был довольно неприятным типом. Джейн Биркин та как-то выдурилась, очухалась от своей великой любви, а вот сам Гинзбург так и помер высокомерным засранцем. Так что, если кто шибко любит его музыку, не смотрите это кино. А вот трибьютную пластинку, вышедшую на Цадике, очень и очень рекомендую.