Да, я посмотрел, наконец, х/ф "Омерзительная восьмерка" (The Hateful Eight) американского народного режиссера Квентино Тарантино. Для меня Тарантино - вроде Пелевина, олимпиец превыше частных мнений. Если вдруг очередное творение олимпийца оказывается скушным, я грущу не о творческой неудаче автора, но о своей бестолковости и неспособности проникнуть в божественный замысел.
Ни с Пелевиным, ни с Тарантино пока такого не случалось. Даже признанный самим Тарантино неудачным проект Grindhouse не был мне скучен.
Избалованный форматом сериалов, приступая к просмотру какого-нибудь голливудского фильма часа на три, я всегда собираюсь с духом, чтобы по возможности не прерываться. Перед этим фильмом я предвкушал три часа фирменных диалогов и заснеженных пейзажей Горных Штатов. Все так и вышло.
Тарантино не подкачал.
Из всех возможных способов рассказа о том, что делает Тарантино в кино, мне пришел в голову такой. Мне показалось, что Тарантино последовательно, начиная с "Бешеных псов" преосуществил дары жанрового кино, превращая их в то, что ему было важно в период создания. Мне кажется, что последние три больших фильма можно рассматривать как историческую трилогию. В них Тарантино полностью использовал все возможности костюмированного исторического кино, добавив к ним патетику оперного театра и принципы классической театральной драматургии. Надеюсь все заметили, что в "Восьмерке" выдержан принцип единства места, что не помешало режиссеру и сценаристу представить широчайшую панораму гражданской войны, особенно живописную на фоне заснеженного Вайоминга, где никакой гражданской войны и не было -- ни битв не случилось, ни солдат из Вайоминга не отправляли.
Так что, все действующие лица здесь чужие, и все они - hateful. Не в смысле "ненавистные, омерзительные", а в смысле - полные ненависти. Есть и такое словарное значение у этого слова. Друг друга они конечно тоже ненавидят, но это уже другая история. Например, Джон "Вешатель" Рут в исполнении Курта Рассела очень трогательно заботится о своей пленнице Дэйзи Домергю в исполнении Дженифер Джейсон Ли, хотя не сомневается заехать ей в рыло так, что она до конца фильма ходит с окровавленным лицом и выбитыми зубами. Что касается омерзения у зрителей, то это все тоже очень условно с учетом того, что эстетизация насилия у Тарантино - фирменный прием.
Таким образом, корневой выбор кинематографиста - показывать или рассказывать - снимается. О Гражданской Войне рассказывают, а героев показывают, любуясь их оперным злодейством или низостью. Смех Сэмюэла Джексона в роли кровавого майора Маркуса Уоррена звучит по мефистофельски, особенно в финале. Все ружья, развешанные по стенам хижины, где происходит все действие, стреляют в прямом и переносном смысле, даже когда кого-то вешают.
Заголовок этого поста я стибрил с одной
очень смешной книжки, которую мне давным-давно подарил кто-то из икспатов-собутыльников, а потом кто-то ее зачитал, о чем я сожалею. Если вы читали эту книжку, то согласитесь, что стиль рассказаТарантино о Гражданской Войне в Америке граничит со стилем изложения британской истории в книжке.
В англоязычной Википедии описана смешная история про гитару, на которой по ходу действия играет Дейзи Домергю, а после этого Джон Рут разбивает ее об столб. Для тех, кто еще не читает по английски или забанен на Википедии, а также лично для Данила и Алены Голубевых перескажу коротко. В роли этой гитары снимали не муляж, а настояющую антикварную гитару, предоставленную музеем одного из старейших производителей гитар в Америке C.F. Martin & Company (основана в 1833 году). Перед тем, как расколошматить гитару об столб ее, конечно, должны были заменить на муляж, но произошла накладка и Курта Рассела в роли Джона Рута не предупредили об этом, и он со всей дури расфигачил настоящую музейную гитару. Поэтому реакция Дженифер Джейсон Ли в роли Дейзи была совершенно аутентичной и я клянусь, что заметил это во время просмотра. Во время же съемки этого эпизода сам Тарантино сидел в углу хижины с кривой улыбочкой на губах и ничуть не жалел о произошедшем, поскольку качество игры актеров оказалось весьма аутентичным. Когда обломки гитары сдали в музей, она была признана не подлежащей восттановлению. Страховая компания выплатила всего лишь закупочную цену, поэтому, с тех пор музей гитар Мартина уж не дает инструментов напрокат для съемок в кино.
Люблю такие байки про кино.