Jul 05, 2013 07:53
Очень душевное кино советует смотреть мой любимый в этом году рекомендатель Полина Волошина на blogspot и в фейсбуке. Сначала прочитал ее отзыв невнимательно, среагировал на слова “драма о взрослении” и похвалу исполнительнице главной роли - девочки 11 лет, и уселся смотреть этот фильм вместе с внучкой, но через 5 минут понял свою ошибку и пришлось объявить семейный просмотр законченным. Досматривал уже без нее.
Да, фильм о подростках, хотя и не для подростков (впрочем, не знаю, как вы воспитываете своих детей и внуков). Британский социальный реализм, дебют в полном метре успешного театрального режиссера Руфуса Норриса, гениальная камера (фамилию оператора Роя Харди я теперь запомню), Тим Рот, Киллиан Мерфи, ну и, действительно прекрасная девочка, Элоиз Лоуренс. Вот главные составляющие этого шедевра.
Отдельно хочу упомянуть монтаж. Я не очень разбираюсь в кинопроизводстве, поэтому не знаю, надо ли отдельно хвалить человека, ответственного за монтаж, или все-таки монтаж полностью контролируется режиссером. Со времен Эйзенштейна известно, что монтажный кадр - это единица киноязыка, а за кино-нарратив вроде бы отвечает как раз режиссер.
Ну, так или иначе, в фильме гениально смонтированы три истории семей, живущих в одном тупике - очень типичном для маленьких английских городов и пригородов больших городов. Улица заканчивается небольшой круглой площадью, вокруг которой располагаются три-четыре дома и окна всех домов смотрят друг на друга, что создает дополнительную близость с соседями. По-английски такой тупичок называется словом “close” (Cedar Close, например), производным от наречия “близко”, что создает дополнительное смысловое напряжение рассказа о семьях живущих так близко друг от друга и таких далеких в своих радостях, а больше - горестях (да, английские семьи все тоже несчастливы по своему, а не только каренины да вронские).
Все три семейных истории переплетены не только из-за территориальной близости, но и сюжетно, и эмоционально. Монтаж кадров из разных историй убыстряется от начала к концу фильма, достигая в развязке уже совсем психоделической силы. Меня буквально трясло от этого монтажного ритма последние десять минут. В голове почему-то вертелись слова песни “Eleanor Rigby”, последнего куплета, где истории Элеонор Ригби и отца МакКензи переплетаются построчно. Ну, и припев, конечно,
All the lonely people
Where do they all come from?
All the lonely people
Where do they all belong?
кино,
Культур-мультур,
отзыв зрителя