ТАЛАНТЛИВАЯ СЛУЖАНКА ЭЛИЗАБЕТ РАТКЛИФФ И БЕЗУМНАЯ СЕРАФИНА ЛУИ - ДВЕ ПОХОЖИЕ, НО РАЗНЫЕ СУДЬБЫ.

Apr 27, 2020 10:47



Рисунок Бетти Ратклифф

В 1738 году в Англии в семье часовщика родилась девочка. Сто тридцать лет спустя во Франции, тоже в семье часовщика родилась девочка. Обеим им было суждено внести вклад в искусство, несмотря на то, что жизнь их готовила к другим социальным ролям.
Элизабет повезло (насколько позволяли обстоятельства того времени) - она получила достаточно образования, чтобы попасть в качестве горничной на работу в семью Йорков. Большая удача, поскольку слуги в таких семьях работали из поколения в поколения, поэтому относились к ним хозяева более или менее хорошо. В частности Филипп Йорк, разглядев в Бетти талант, заплатил за ее учебу, а позже заказывал у «домашнего художника» разные изящные вещи - развалины античного храма или китайскую пагоду, украшенные слюдой перламутром и стеклом.


Копия Парфенона работы Бэтти Ратклифф

Несмотря на то, что мать Филиппа, намекала неоднократно, что неплохо бы перепоручить эту работу кому-то другому, и вернуть, в конце концов, ей служанку, из переписки видно, что у Элизабет была возможность заниматься искусством всю свою жизнь. ( Да, на благо хозяев, в строгих рамках, и работу никто не отменял, но это была безопасная, спокойная жизнь с уважительным отношением).
Кстати, и пагода, и храм, и вышивка, и даже вырезанный из бумаги герб Йорков, все еще хранятся в родовом гнезде Йорков в Эрдигге, которым владеет Национальный Фонд. Но нет ни одного портрета самой Бетти. Очень показательно, по-моему.


Серафина Луи за работой фото

Серафине Луи повезло гораздо меньше (хотя ее фотографии и сохранились) - родители умерли, когда девочке было всего семь. За ней присматривала старшая сестра (но это не точно). Никакого образования Серафина не получила, соответственно и уровень работы, на которую ее нанимали, был совсем другим - пастушка, уборщица, поденщица (это когда у тебя есть работа сегодня, а вот что будет завтра, посмотрим). Франция была далеко не так благополучна как Великобритания, сотрясаемая революциями и войнами, а простые жители Санлиса - это не передовые, благородные и образованные Йорки.


"Виноград" художницы Серафины Луи

Повезло Серафине только раз - когда в конце 20-х годов ее работы заметил Вильгельм Уде. Тот самый маститый критик, который разглядел Пикассо, авангардистов и примитивистов одним из первых. Всего несколько лет Серафина творила свободно, наслаждаясь тем, что ее работы хвалили и покупали. А потом…сошла с ума. Со всеми вытекающими - сумасшедший дом, где просто запирали, а не лечили, и уже посмертная слава. Ну и фильм сняли, тоже хороший, с кучей разных наград.


А ведь все могло быть совсем иначе…

art, великие и не очень, гендерное равенство, история искусств, доморощенное искусствоведение

Previous post Next post
Up