Экранизация R.U.R.

Nov 23, 2016 11:05


Странно, что такая сильная и выигрышная для кинофантастики вещь как пьеса Карела Чапека «R.U.R.» экранизировалась всего дважды - в Англии, в 1938 и 1948 годах (фильмы соответственно продолжительностью 35 и 60 минут). Театральные постановки бывали чаще, и сейчас бывают, но - ни одна из них событием не стала.
А ведь казалось бы, тема грандиозная. Искусственный интеллект, становление его эмоциональной сферы и личности, появление лидеров среди роботов, а у лидеров - своих целей, враждебных людям. Проблема человечества, перевалившего на роботов весь труд и от праздности даже забывшего, как плодиться и наполнять землю. Далее - истребление человеков, утративших понятие о самозащите. Наконец, робкая надежда, что т.н. «роботы Галля», более совершенные, чем рядовые трудяги, разовьются и станут новой расой людей.
Если не акцентироваться на пафосном финальном монологе Алквиста, состоящем из беспочвенных благих упований, кино могло бы получиться сильное, с серьёзным метасмыслом. Даже особых спецэффектов не потребуется, можно вытянуть на актёрской игре. Хотя с последней в SF-movies ныне большие проблемы - там царит хромакей, а игра, зачем она?
И вот промелькнула весть, что Джеймс Кервин - режиссёр артхаусный, неплодовитый, слегка замороченный на винтаже и латексе, - решил таки ударить Голливудом по Россуму и насладить нас экранизацией Чапека. Почти к столетию премьеры «R.U.R.».
Для начала он снял тизер «R.U.R.: Genesis» (2013) с расчётом заинтересовать аудиторию. Само кино обещано к 2017-му, с таким анонсом: «Биороботы, созданные путём генной инженерии, восстали против человечества и объявили ему войну на уничтожение. Последние люди на Земле оказываются в ловушке в штаб-квартире крупнейшей биотехнологической корпорации…»
Что ж, вполне созвучно эпохе. И отрадно, что Кервин удержался в рамках Чапека и не анонсировал восстание наноботов.
Но тизер скорее не про «R.U.R.: Genesis», а про возвращение старой доброй Барбареллы, только роботической и в нескольких экземплярах. Биотехнологии же. Клонирование.
Со стилем 1960-ых всё нормально, стиль на месте. Некоторая нарочитая топорность и тряпочность интерьеров и нарядов - присутствует. Мотивы подиума, жёсткого пинапа и винтажного «Плейбоя» царят в кадре. Футуристическое оружие поражает прямо в душу.
А хотелось бы робо-дизельпанка той эпохи, когда «R.U.R.» родился. Тогда и Шарикова смастерили, и головы собакам пришивали - вполне можно и представить, и изобразить био-дизель. У Чапека же всё описано предметно! Дежи, где замешивается био-тесто, и в каждой приготовляется материал сразу на тысячу роботов. Кади для производства печеней, мозгов и так далее. Костяная фабрика, прядильни нервов, сухожилий и лимфатических  сосудов. «Всё это поступает в монтажный цех, где собирают роботов, знаете, как автомобили». Дизель 146%!
Или уж спроецировать «R.U.R.» на сто лет тому вперёд, согласно юбилею пьесы, и прочесть тему в реалиях «ближнего прицела» - тоже вариант.
Но - «Воля иконника Пятницу на коне, а Егорья пешим писать». Как снял, так снял. И придётся смотреть. Но и оценки будут с учётом всего вышесказанного.

А пока - вот он тизер:

image Click to view



И другие созвучные видеоплюшки -

Перформанс по «R.U.R.»

image Click to view



«R.U.R.» - домашнее видео, снятое на коленке

image Click to view



«R.U.R.» в театре

image Click to view

кино, отзывы, статьи

Previous post Next post
Up
[]