Говоря о телевизионной экранизации «Холодного сердца», предпринятой в Германии в 2014 году (режиссёр и автор сценария - Марк-Андреас Бочерт; имхо есть смысл ознакомиться и с другими его работами), следует признать, что очередная попытка очень даже удалась. По 10-балльной шкале фильм получает от меня твёрдые 8 баллов.
Очевидные «плюсы» экранизации -
* вполне достойная актёрская игра. Конечно, это не «Гамлет», но на уровне телефильма (скорее даже, телеспектакля) весь состав работает уверенно и достоверно. Реально хорош молодой австриец Рафаэль Гарайзен (Петер Мунк), его превращение из славного угольщика в бессердечную сволочь сыграно прекрасно. Очень мила и привлекает симпатии Лаура Гарде (Лисбет) - к слову, по жизни она старше Рафаэля на шесть лет, а кроме актёрской игры, занимается ещё сценариями. Даже злодеи (Иезекель, пристав, Густав) колоритны и запоминаются, не говоря уж об управляющем стекольного завода и старой Мункихе. Посмотрите фильм - вы тоже их полюбите :)
* внимание к матчасти. Без излишней скрупулёзности в деталях и довольно скупыми средствами таки хорошо воспроизведена эпоха с её реалиями, включая стеклодувное производство, ремесло углежога и региональный бизнес. Вообще респект создателям - имея едва ли десяток персонажей второго ряда и пару дюжин массовки в эпизодах танцулек и таверны, они смогли показать именно то, что следовало - мелкий, но полный местечкового достоинства старонемецкий посёлок городского типа в лесистых горах.
* весьма приличные съёмки и цветовые решения.
* минимальные, но уместные и достаточные спецэффекты.
Что касается «минусов», то, может быть, я излишне придираюсь. Но попробую обосновать своё мнение.
* Тило Прюкнер в роли Стеклянного Человечка - явная неудача. Да, этот персонаж и у Гауфа занимается в основном унылым морализаторством, но при умении Бочерта работать со сценарием можно было придать этой фигуре побольше живости, ей-богу. Впечатление такового, что Томас Тиме (исполнитель роли Голландца Михеля) нарочно играет вполсилы, чтобы в противостоянии Бобра с Козлом опять не получилось, что Козло выглядит более внушительно.
Тило Прюкнер рекламирует курение
* непринуждённая лёгкость Бочерта в обращении с сюжетом объяснима (ему надо было уложить длиннющую сказку Гауфа в 82 игровых минуты), и изменения выглядят оправданными, но… Судите сами - Лисбет у Бочерта является… дочкой Иезекеля! И Густав за ней ухлёстывает, рассчитывая получить Лисбет в жёны! Так Бочерт увязал сюжетные линии, у Гауфа разрозненные. Что же дальше? Дальше - лютый авторский произвол! Убегая от обманутого Михеля (Бочерт вновь, следуя линии КПСС, избежал момента с крестиком), Петер случайно роняет несколько сосудов с живыми сердцами - сосуды разбиваются, сердца гаснут и замирают. Затем известная сцена с Лизбет-ревенантом, прощение, слёзы и… По дороге на кладбище в простой телеге везут три невзрачных гроба, за которыми следует процессия едва ли из десятка зевак. Это у нас что? а это хоронят Иезекеля, Густава и пристава, в один момент умерших от сердечного приступа!
Может, конечно, их недолюбливали, и даже подозревали в продаже души дья… то есть, пардон, сердца Голландцу Михелю, но кончина столь заметных персон вряд ли бы кончилась так жалко. Да вся округа бы сбежалась убедиться, что этих трёх злыдней наконец-то закопали.
После чего воскресшая Лизбет наследует папины мешки с гульденами, Петер (да-да! а вы как думали?) остаётся владельцем стекольного заводика и становится социально ответственным бизнесменом, который милосердно принимает обратно на работу чахоточного доходягу и вообще обещает поднять жизненный уровень всех, кто получает у него зарплату…
Бессердечный Петер Мунк рулит стекольным производством. Чахоточный - справа от него
Что называется - «Бочерт, отсыпь».
Я охотно верю, что германские бизнесмены всерьёз озабочены тем, чтобы всё для человека, всё для блага человека (хотя сейчас, скорее, мысли их о том, чтобы не вылететь в трубу локдауна, который скоро справит годовщину). Но для нас обратная метаморфоза Мунка в добродетельного бизнесмена - примерно такая же сказка, что и пересадка сердца Михелем вручную. В атмосфере, где решительно преобладают Колупаевы и Разуваевы, верить в Мунка-заводчика очень сложно. Если вообще возможно.
Вот объясните мне - что это было?
Намёк производственному бизнесу на то, что грядёт новая нормальность, а возврата к прошлому не будет?
Или «Рождественская песнь в прозе» начала повторный натиск и морально теснит «Капитал» Маркса? И Скрудж вот-вот по собственному побуждению повысит жалование Бобу Крэтчиту, спасёт малютку Тима и пришлёт ему огромную индюшку?..
Ой, нет. Скрудж, емнип, ростовщик, он из финансового бизнеса. Скорее уж Мунк протрезвеет.
* * *
Ещё кадры из фильма -
Петер за работой
Петер-угольщик и дети. Они попросят крейцер - таки он даст!..
Петер собирается на гулянку
Мамка на ухо шепнула: «Не напейся, дурачок!» (с)
Петер (ещё с сердцем) и Мункиха (Мария Грубер) изучают демоверсию Стеклянного Человечка
Бизнес и дьявол - братство навек!
Петер и Лисбет - "Du bist meine Liebe!"
Петер и управляющий заводом
Густав и пристав умышляют против Петера
Пристав и Петер
"Да вы банкрот, голубчик!"
Любовный треугольник на танцульках - Лисбет, Густав и Петер
Густав вручную намекает Петеру, кто здесь третий лишний
...однако искренние чувства торжествуют
Петер приобщается к разгульной жизни (а девчонки всё равно над ним смеются)
Игра в кости с Иезекелем. Пристав и Густав за спиной последнего пристально налюдают...
Милосердие Лисбет
Роковая сцена - Петер застиг Лисбет угощающей нищеброда. В роли нищеброда - Стеклянный Человечек
Прощение Петера.
И просто так - еловый Шварцвальд