Игрушки наследника Тутти

Oct 13, 2020 00:16

(к 40-летию одного культурного явления)



Превращение человека в куклу (и обратно, если повезёт) - мотив в фантастике не самый частый, но используется он ярко и метко. Достаточно вспомнить Одоевского («Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», 1833), Баума (музей короля гномов Ругеддо в «Озме из страны Оз», 1907), Меррита («Гори, ведьма, гори!», 1932), Витковича и Ягдфельда («Кукольная комедия», 1961).
Интересное включение такого рода есть в кукольном (опять-таки) мультфильме «Разлучённые» (1980) по мотивам повести Юрия Олеши «Три Толстяка» (режиссёр и автор сценария Николай Серебряков). Эта линия занимает в 29-минутной ленте едва 2 минуты, но заслуживает отдельного внимания и, возможно, превосходит по значению все новшества, которые сценарист внёс в сюжет.
Честно сказать, Николай Серебряков заметно изменил «Трёх Толстяков». Романтическую историю, где сказочного минимум, он превратил в пугающую готику для детей школьного возраста, насыщенную мрачными мотивами и образами вроде химер Босха.
Более того, в подаче образов невольно чувствуется ровесник сценариста - Джин Шарп, точнее, его книга «Политика ненасильственных действий» (1973), та её часть, что посвящена «социальному отвержению».
Три Толстяка, их сторонники и силовики представлены как инфернальные уроды, креатуры или роботические манекены, обитающие во тьме. Потерпев поражение, силы зла превращаются в крабов, в куриные ощипанные мумии, в рыбьи скелеты - бррр!.. Разумеется, такая нечисть недостойна жить и как бы по умолчанию находится вне закона. То ли дело народные силы добра - они все как один «люди с хорошими лицами», а руководят ими бродячие артисты, в ходе клоунады высмеивающие власть имущих. Мотив «Надо зло обхохотать, и тогда оно само исчезнет» тоже не вчера выдуман. Сорок лет спустя (да, у мульта юбилей!), в наши дни «цветных революций», мультфильм может иметь успех и будет правильно понят, кем надо.
Вопрос о том, был ли Серебряков знаком с идеями Шарпа, мы оставим за кадром. Но как человек родом из столичной культурной элиты - мог, и вполне.
Для нас важнее другое - автор сценария наделил антигероев сверхъестественной демонической сущностью и властью над природой. Три Толстяка в мультфильме - трёхглавый монстр, их клика и слуги - нелюди, их солдаты - ходячие доспехи (и солдатские кони тоже!). И если безликие солдаты просто выходят из строя, как сломанные роботы, то свергнутые хозяева жизни теряют даже подобие людского образа, словно с них спадает маскировочная аура наваждения, как с пришельцев в фильме «Чужие среди нас».
Так вот, сей дракон о трёх головах озаботился подготовить компанию наследнику Тутти, чтобы он а) не скучал в жутком дворце усыновителей и б) получал воспитание, подобающее наследнику триумвиров тьмы.
Странно, но куклу - копию сестры Тутти, - Толстяки заказали мастеру на стороне, хотя и сами очень даже кое-что умели. Единственное объяснение - как сопричастные тёмной силе, они могли творить или изменять объекты лишь путём искажения и зловредительства, подобно Морготу.
Итак, где-то за кадром они взяли пятерых детей и превратили их в игрушки, более-менее соразмерные ребёнку. Когда Тутти оказался во дворце правителей, эти пятеро уже свыклись со своим новым бытием, сработались и, окружив кровать, на которой спал новоявленный принц, спели ему программирующую песенку о том, как он станет Толстяком и унаследует всё имущество предшественников.
Мальчик пропаганде не поддался и (не без влияния куклы-сестры) принялся играть с уродцами как с обычными игрушками. Доброта и мягкость наследника пришлась куклам по душе, стали налаживаться нормальные отношения, но тут обеспокоились Толстяки. В их-то планы входило воспитать волка с железным сердцем! Поэтому Толстяки открытым текстом предупредили кукол (автор текста - Давид Самойлов):

Игрушки, до нас доходят слухи,
Что с принцем играют не в нашем духе.
Смотрите, не то мы покончим со злом -
Уволим, развинтим, отправим на слом.

Струсившие игрушки не знали, как быть, только дрожали от страха. Но тут, на счастье, подоспела революция. Небо стало голубым, люди забегали, зазвучала оптимистическая песенка, к администрации вернулся истинный облик - и к её жертвам тоже, поскольку исчезло электромагнитное поле зла.
Как всегда бывает в романтических историях, дальнейшая судьба персонажей не прослеживается. Ясно только, что Тутти и Суок уехали в голубой горизонт на цирковом фургоне, чтобы до конца дней зарабатывать на хлеб акробатикой на шумных торжищах и людных площадях. Эта невнятность финала была ещё у Олеши - видимо, изжить её нельзя.
Но как быть с детьми, превращёнными магией Толстяков в игрушки?
Достаточно представить себе их историю в лицах - дух захватывает.
Во-первых, их крадут. Если традиции компрачикосов водились в этом царстве-государстве, то население уже в общих чертах было осведомлено о том, кто и зачем похищает детей. Само сознание, что их превратят даже не в придворных евнухов, не в карликов-шутов, а в шевелящиеся одушевлённые вещи, должно приводить людей в ужас.
Во-вторых, представьте ощущения детей, которые подверглись этой пластической малефикации. Обнаружить себя с клювом вместо рта, с колёсами вместо ног, с механизмом в животе... Положим, дети ко всему быстрее привыкают (и с этим превращением игрушки в конце концов освоились, стали работать как команда, хотя и дрались порой между собой), но это переживание не из тех, какие можно пожелать.
В-третьих, когда колдовство закончилось, дети вновь стали сами собой и, наверное, со всех ног пустились к своим родителям. Но память о жизни во дворце и об игрушечной команде останется с ними. Что общего сохранится у них?.. Если присмотреться к девочкам (их двое среди бывших игрушек), то они одеты нарядно, богато - кто они, из какого сословия? Быть может, Толстяки таким образом карали неугодные им патрицианские семейства?
Как видите, за короткой, из двух минутных и одного четырёхсекундного отрывка состоящей линии выглядывает сложная, драматическая история, ожидающая того, кто ею займётся. Николай Серебряков дополнил историю о Трёх Толстяках великолепным вымыслом, который имеет и самостоятельное значение, и родство с одной из давних фантастических традиций.

Теперь немного хронологии и скриншоты.

5.49-06.53 - песня игрушек у кровати Тутти

image Click to view



09.49 - второе явление игрушек
10.13 - появляется глаз слежения
10.15-10.49 - песня Толстяков, обращённая к игрушкам
25.05-25.09 - обратное превращение игрушек

Собственно игрушки крупным планом (названия их условные) -

Зубатка (младшая девочка)


Окатыш (младший мальчик)


Дударь (средний мальчик)


Цапля-Жаба (старшая девочка)


Доска (старший мальчик)


Дударь, вид сбоку - это автоматон


Игрушки дерутся


Игрушки возвращаются в образ людской









мультфильмы, fantasy, символика, записная книжка, СССР, клипы, фантастиковедение

Previous post Next post
Up