По следам матёрых реакционеров

Jun 17, 2020 21:22

Восковые персоны в картине "Наказание нигилиста в царской России. Пытки и промывание мозгов. Тапочная форма музея Идена" (это не я так перевёл, а гугло)




Встретилось в сносках к "За рубежом" Салтыкова-Щедрина -
"Профессор Новороссийского университета П. П. Цитович «прославился» в 1878 г. своими ультрареакционными, доносительными пасквилями на деятелей революционной демократии. Эти пасквили, не без таланта написанные, издавались автором отдельными брошюрами в громадных тиражах («Что делали в романе «Что делать?», «Разрушение эстетики», «Реальная критика» и др.)"

Дальше ещё интереснее -
"Со второй половины XIX века демократическая общественность стала пропагандировать девиантные образцы поведения и по отношению к обществу, семье. Прогрессивныероманы 1860-х гг. и более поздние, наряду с непременно присутствовавшими в них прогрессивными мировоззренческими установками, подобными взглядам вышеупомянутого Базарова, ставили "смелые" политические и моральные вопросы, на которые, впрочем, предлагали весьма утрированные ответы, сопровождавшиеся показом облегчённых моральных образцов, а нередко и полупорнографических сцен - "вопрос женский получил особый вкус и новую окраску от приправы половым подбором" (Цитович).
Одним из ярких примеров такого рода произведений в России во второй половине XIX века стал небезызвестный роман Чернышевского "Что делать?" Профессор Новороссийского университета Цитович следующим образом охарактеризовал взгляды его автора:
"Первенство личной выгоды и расчёта, исключительное господство "потребностей организма", царство "наслаждений", устранение всякой ответственности за свои поступки… предложено полное руководство к полной переделке всех общественных отношений, но главным образом к переделке отношений между мужчинами и женщинами… грубейшая чувственность оправлена в намёки о независимости, окрашена в тирады о свободе, о любви к бедным, об интересах науки и пр. Заботливо из романа изгнаны две вещи: совесть и понятие обязанности" (Цитович П.П. "Что делали в романе "Что делать"?", Одесса, 1879 г., стр. IV - VI)."
Отсюда - http://msimakov.ru/1books/NOStalinT.htm

Заинтересовался я Цитовичем, но текстов его пока не сыскал.
Вот только отзыв Каткова, не менее матёрого субъекта (выдержка) -
"Его цель - изобразить Магометов рай нигилизма, самому насладиться картиной и прельстить способных за ним уверовать. Его идеал блаженного состояния человечества с виду самый наивно-невинный. Это обращение нашей небольшой планеты в театральные подмостки, на которых пляшут в венках пейзаны и пейзанки из балета. Всем весело! Правда, для того чтобы было всем весело, требуется все поворотить вверх дном, не останавливаясь перед средствами; но утопист в это не входит, как не желает смущать себя мыслью, что, может быть, и не всем будет весело при новом устройстве. Картина рисуется в четвертом сне Веры Павловны. Устроятся фаланстеры, на 2000 человек каждая, среди садов с лимонными, персиковыми, апельсинными деревьями и прирученными дикими зверями. Поработают в удовольствие и пойдут в обширное заведение, где шумно веселятся красавцы и красавицы в греческих костюмах. "Ты видела, - говорит фантастическая царица, показывающая фаланстеру Вере Павловне, - в зале, как горят щеки, как блистают глаза; ты видела - они уходили, они приходили; они уходили: это я увлекала их. Здесь комната каждого и каждой мой приют; в них мои тайны ненарушимы, занавесы дверей, роскошные ковры, поглощающие звук, там тишина, там тайна. Они возвращались: это я их возвращала из царства моих тайн в легкое веселье". Итак, замечает г-н Цитович, "отдельные нумера для каждого и каждой, с удобствами и даром: такова цель жизни... Берлинский Орфеум, только с греческими костюмами".
Отсюда - http://dugward.ru/library/chernyshevskiy/katkov_nigilizm.html
Рекомендуется к чтению целиком. Неплохо передаёт дух эпохи, и вовсе не дух из той комнаты, где химичили бомбисты-нигилисты.



Далее - прекрасное. Само собой, давно упокойный герр Брокгауз тут ни при чём, а вот Ефрон к выпуску XXXVIII тома ЭСБЕ (1903) вполне себе причастен. По меньшей мере те, кому он поручил составление статей, припомнили Цитовичу послереформенные выступления четвертьвековой давности -

"В своем «Ответе на письма к ученым людям», вышедшем последовательно в 8-ми изданиях, Ц. принял эту постановку вопроса и пытался установить по-своему генеалогию нового литературного движения 1860 - 70-х гг. Источник нового движения, по Ц. - традиции крепостного права в его худших проявлениях, выражавшихся в несоблюдения 7-й и 10-й заповедей. Тогда «царило общинное землевладение по отношению ко всему, что изъято из общинности текстом упомянутых заповедей; то была беспардонная игра животности, не сдержанная ничем». Молодое поколение эпохи до уничтожении крепостного права, «произошедшее нравы лакейской и девичьей», но стесненное в проявлении унаследованных инстинктов за отсутствием крепостных Марфушек, которых можно было бы соблазнять, и крестьян, которых можно было бы обирать, выдвигает теорию свободы половой и имущественной, защищаемой на основании «источников живой воды», открытых русской публицистикой в виде «последних выводов науки», «рефлексов головного мозга с борьбой за существование», «борьбы труда с капиталом», «общинного владения» и «женского вопроса». Во всех общественных и индивидуальных стремлениях прогрессивной литературы и молодежи 1860-х гг. Ц. видит только эту низменную подкладку. Призыв женщин к высшему образованию кажется ему лишь призывом к разврату".
Отсюда - https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Цитович,_Петр_Павлович




И завершающий (пока) штрих -

  • Умер 19 октября (1 ноября) 1913 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


Отсюда - http://nekropol-spb.ru/main/cemeteries/nikolskoe/tsitovich-petr-pavlovich/

история, цитаты, записная книжка, ретро, политика, РКМП, персоны

Previous post Next post
Up