1) Последним городом минувшего вояжа по Беларуси стал Мозырь Гомельской области, который считают негласной столицей восточного Полесья. Необходимо отметить, что в Беларуси довольно распространено явление т.н. субобластных городов. Это города, формально являющиеся лишь райцентрами, но по своим масштабам явно превосходящие этот скромный статус. В Беларуси таких 9 городов. Они, как правило, являются промышленными центрами или были в прошлом центрами областей, которые были впоследствии упразднены в результате административного укрупнения. Мозырь в их числе. Сейчас его население около 110 тысяч человек, а в 1938-1954 гг. он был центром отдельной Полесской области. Начнём, пожалуй. Город днём и ночью с высоты птичьего полёта, а также река Припять.
2)
3)
4)
5)
6)
7) интерьеры и номер в гостинице «Припять», где провёл время. Стоимость -1100 рублей. Здорово, что месяцем ранее здесь останавливался известный Киевско-петербургский путешественник Андрей Селезов
flackelf во время его предновогоднего вояжа по Беларуси в компании с белорусским политологом Всеволодом Шимовым и украинским журналистом телеканала «Интер» Максимом Равребой.
Воду в поездку брал с собой с Брянской области, набрал на одной из местных криниц под Клинцами. К сожалению, чайника в номере не было, приходилось вниз на ресепшн спускаться, чтобы чай заварить.
8)
9)
10) Вечером смотрел белорусское телевидение - шла передача о вызовах системе образования Беларуси ввиду враждебной деятельности Запада и внутренних агентов змагаров.
11)
12) Прокатился на трамвае Мозыря. Трамвайная система города является ведомственной линией, которая связывает НПЗ с городом, и изначально была открыта в 1988 году для подвоза персонала на завод. Работают на ней трамваи КТМ-5, закупленные ещё в то же время. Вагоны, несмотря на возраст, в очень хорошем состоянии. Лишний раз подтверждение, что при должном уходе техника может прослужить 50 лет и больше. Пример Кубы или трамвая в Александрии в Египте налицо. На трамвайной остановке - очередной пример социальной рекламы от белорусского МЧС про спасение Супермена сотрудником ведомства, в восхищении от их креатива.
13) При осмотре трамвая ко мне подъехали сотрудники белорусской милиции и стали узнать цель визита и фотографирования объекта. Час с ними пришлось постоять. Сотрудники ведомства попросили показать им список телеграмм-каналов, которые я читаю (не личную переписку). Стоило было ребятам увидеть среди них группу «белорусский силовик», как менты сразу радостно воскликнули - «О, наш человек». Вскоре и отпустили, корректно указав, что в местный НПЗ лучше не ездить ввиду неблагоприятной международной обстановки. Один из сотрудников в России ни разу не был, другой только в Москве на пару дней. Посетовал он мне, что Москва такая огромная.
Если кому интересно, группа в телеге Белорусский силовик -
https://t.me/belarusian_silovik 14) если обратить внимание на то, что трамваям города уже 35 лет, то невольно лишний раз можно Москву в качестве примера привести, когда они выбросили инновационные польские трамваи Peso после 8-9 лет эксплуатации. Даже Твери не отдали , где свой трамвай закрылся
15) С другой стороны я также не хочу пенять ни на кого, кто там «зажрался» или нет. Техника может служить десятилетиями, если по уму подходить. Обычно КТМ считают развалюхами для пролетариата, но опять же при должном уходе КТМ не хуже трамваев в хваленой Восточной Европе
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22) Мозырь обладает очень необычным для Беларуси изрезанным и живописным рельефом. Крутые овраги и спуски правого берега Припяти, на которых стоит Мозырь, создают ощущение настоящих предгорий. Улицы в городе зачастую начинают плавный подъем наверх, причем по обеим её сторонам высятся крутые холмы. Затем градус склона резко возрастает. Улица покидает низину и забирается на холм. Ровно за этим подъемом Мозырь становится ровным как стол и пригодным для массового строительства. На всхолмлённой части Мозыря чередуются дореволюционки и послевоенные здания, поставленные на месте разрушенных войной. Мозырь бедноват на историческую застройку, увы, но рельеф с лихвой компенсирует всё.
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34) Оригинальный по дизайну памятник Владимиру Ленину. Установлен в 1947 году.
35) Речной вокзал в стиле Советского модернизма и весьма футуристическим обликом, а также прогулка по набережной реки Припять в Мозыре Гомельской области в Беларуси. До аварии на Чернобыльской АЭС с Мозыря на пассажирских речных судах на подводных крыльях «Ракета» по реке Припять можно было доехать до Киева.
36)
37)
38)
39)
40)
41)
42) Из серии, приключения россиян в Беларуси. Решил подняться на гору Коммунаров, чтобы посмотреть историческую стилизацию деревянной крепости, когда-то существовавшей в XV-XVIII вв. на древнем городище. Однако перед тем, как прикоснуться к истории, пришлось выполнить нетривиальную задачу - оплатить наличными белорусскими рублями билет в музей, так как банковские карты не принимались. Зашёл в одно из отделений «Беларусьбанка», однако банковская сотрудница искренне не понимала, зачем мне менять, так как любой российской картой можно везде расплачиваться в Беларуси. Мой ответ в стиле «не могу в музей сходить» без обмена валюты хорошо её позабавил. Девушка ответила, что подобного обоснования необходимости обмена валюты в её работе ещё не было. В общем, стоит всегда иметь при себе небольшую наличность, даже за 10 белорусских копеек можно чашечку чая попить.
43) В качестве контрпримера был такой случай уже в России. В Калужской области в Шамординском монастыре вообще был запрет на платежи картами под обоснованием «избежать происка нечистой силы». А рядом объявление в трапезной, что платежи только российскими рублями, а доллары-евро не предлагать, так как «валюта враждебного западного мира». Тётеньки в этой трапезной жгли напалмом :) противоположная крайность. А так я чуть более недели проехался по белорусской провинции, наличность вообще не нужна была, кроме того случая в музее.
44)
45)
46)
47)
48)
49) Прогулка по Интернациональной улице. Ознакомился с местными образцами уличного искусства, посетил сквер 415-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта, участвовавшей в освобождении города зимой 1944 года, и курган славы.
50)
51)
52)
53)
54)
55)
56)
57)
58)
59) Обычно примечательнее географические объекты находятся в труднодоступной и малонаселённой глуши, однако Мозырь Гомельской области в Беларуси наравне с Новомосковском Тульской области России являются яркими исключениями из этого правила. Если исток реки Дон находится в городской черте Новомосковска, то в самом Мозыре находится географическая самая высокая точка Гомельской области над уровнем мирового океана. Высота её достигает 220 метров. Здесь, благодаря осадкам и естественным сменам времён года, природа сотворила некое подобие горного ландшафта, изрезав крутой берег Припяти вплоть до 60 метров глубиной. Перепады высот и угол склонов в заказнике «Мозырские овраги» уникальны. Это одно из мест в Беларуси, где можно почувствовать себя едва ли не в горах. Мозырские овраги заселены уже около 1000 лет, это и есть «начало города» с исторической точки зрения. Сейчас же в оврагах превалирует частный сектор. Тут размеренная тихая жизнь, практически не нарушаемая никакими звуками.
60)
61)
62)
63)
64)
65)
66)
67)
68)
69)
70) Позднесоветские спальные районы Мозыря Гомельской области в Беларуси строились по образцам промышленных городов - широкие улицы-бульвары и выраженный общественный центр на примере дворца культуры МНПЗ (Мозырского нефтеперерабатывающего завода) , расположенного на бульваре Юности. Также внимание привлекли 3 сграффито на торцах пятиэтажек на тему освоения космоса и мини-картинная галерея при местной художественной школе в одном из дворов, Да уж, могу бесконечно любоваться брусчаткой и спальными районами.
71)
72)
73)
74)
75)
76)
77)
78)
79)
80)
81) приезжайте в Мозырь.
82)