Государство потихоньку завершает два циклопических проекта по реставрации с приспособлением лучших образцов "спадчыны": в 2010 году должны быть закончены работы и в Мире, и в Несвиже (про последний чуть попозже будет отдельный пост). Одновременно к реконструкции готовится следующий большой объект, опять лет на десять наверное - Старый замок в Гродно.
Каким возможно он парнем будет. Вид с севера. Рис. арх. Бачкова.
В первую очередь на территории Старого замка восстановят постройки со стороны Немана.
Сейчас архитекторы работают над эскизным решением первой очереди. В нее войдут как существующие строения, так и те, которые предстоит воссоздать практически с нуля. Это барбакан, въездная брама с каплицей и куполом, пристройка (она появилась в XVII веке), каменица, мерная изба, башня с королевской баней. Все это соединит с дворцом закрытая галерея. Здесь помогут материалы саксонских архитекторов середины XVIII века, которые возвели Новый замок и перестроили Старый. Тогда были сделаны обмеры зданий, которые еще не претерпели изменений.
В проекте реставрации 1990-х годов планировалось, что третью часть двора займут воссозданные строения XII века. Предпочтение решили отдать более поздней эпохе, упрятав старинные руины в подземный павильон, где их смогут осматривать посетители. А над Нижней церковью появится “фонарь”, через который будет проникать естественный свет.
Это старый макет, здесь Бачков ещё предполагал восстановить Нижнюю церковь (слева).
Чем будут руководствоваться архитекторы, поделился Владимир Бачков - главный архитектор проекта реставрации Старого замка.
У нас есть, за что зацепиться. Хорошая подсказка - гравюра Маковского. Имеются сведения, собранные польскими археологами в 1930-е годы и советскими в 1940-80-е. Существуют, наконец, натурные данные: стены, которые сохранились до наших дней. Это поможет воссоздать пропорциональный строй объекта. Первую высоту мы «ловим» закрытой галереей, часть которой можно увидеть сегодня.
Вид с востока. Рис. арх. Бачкова.
Но если следовать европейской традиции, восстанавливать комплекс нужно на XVIII век, ведь с тех пор сохранилось больше. Владимир Бачков, тем не менее, считает, что ренессансный дворец Стефана Батория выглядит гораздо выигрышнее. Ведь саксонцы значительно упростили внешний вид здания: исчезли аттики и декор, широкие проемы стали узкими. Все потому, что доминировать должен был Новый замок, Старый с тех пор носил вспомогательный характер.
Вид с юга. Рис. арх. Бачкова.
Санти Гуччи, выходец из Флоренции, был не только королевским архитектором, но и скульптором. Поэтому все декоративные элементы, которые украсили дворец Стефана Батория, вместе с подмастерьями делал сам. Но в Беларуси нет специалистов, способных повторить тонкую работу зодчих тех времен. За помощью скорее всего будут обращаться к полякам (если власти не решат все делать своими силами), в предприятие PKZ.
PKZ - государственное предприятие «Мастерские консервации памятников истории и культуры. Существует с 1950 года. Самые известные работы: восстановление королевского замка в Варшаве, реставрация исторических центров Гданьска, Кракова, Торуни. Предприятие занимается объектами и за границей: в Алжире, Вьетнаме, Германии, Египте, Италии, Монголии, России, Франции.
Вид с запада. Рис. арх. Бачкова.
Текст
отсюда.
Иллюстрации
отсюда и
оттуда.