Originally posted by
mi_ku_apx at
Самые-самые. Архитектура Беларуси. Ишкольдь. Белорусская готика.Когда начинают разговоры о чём-то самом-самом, то данные обычно спорные и сильно зависят от субъективной точки зрения/расчётов автора. Наилучший пример- географический центр Европы.
Но есть в архитектуре нашей страны такие памятники, которые объективно и несомненно можно отнести к самым. Самым лучшим. Самым неповторимым. Самым красивым.
Ишкольдь. 1472.
Самый старый из неперестроенных храмов.
Самая аутентичная белорусская готика. Прошу обратить внимание!
Это не та
неоготика, которой очень много по всей Западной Беларуси, построенной на рубеже 19 и 20 веков, а первоначальная, настоящая готика.
Да, 2000 километров от нас до Рура и Эльзаса означали (по традиции) задержку в развитии архитектурных стилей на столетие или даже более, поэтому, когда в обозначенных регионах уже возводили последние соборы в Поздней (или Пламенеющей) Готике
(
собор в швецарском Фрибуре)
(
собор в Милане)
а местами в Европе уже даже перешли к Ренессансу, костёл в Ишкольди строится по принципам, характерным, скорее, для ранней готики. Схожими храмами можно было бы назвать даже позднероманскую Капеллу Тамплиеров во французском Лаоне
или Церковь Св. Мартина в Отреше
и типичные французские/немецки донжоны, служащие для обороны
, но не готические храмы, привычные нашему взгляду во время поездок по Европе.
Вернёмся непосредственно к храму/костёлу/церкви.
Никому из ныне живущих не удавалось увидеть скрытый за деревьями фасад храма во всю высоту. Посему костёл обозревается фрагментарно, что очень некстати, поскольку именно целостный, сбитый силуэт церкви создаёт неповторимый и запоминающийся образ.
(каламбур "храм/церковь/костёл" не зря, т.к. по сути термины обозначают одно и то же и не имеют аналога в западноевропейских традициях, где одним словом обзывают и Лютеранскую кирху, и Православную церковь, и Католический костёл. Да и Ишкольдь по политическим мотивам переходила из рук в руки, претерпевая изменения лишь незначительно в интерьере, но не в пространственной структуре.)
Итак, Ишкольдь это:
1. Высокий щипец (щит) на главном фасаде, украшенный тремя рядами ниш
2. Типичные и выразительные для ранней готики контрфорсы, служащие не для красоты фасадов, а для усиления стен, которые стремятся разъехаться из-за усилий, передаваемых столь высокой и массивной крышей
Действуют они схематично так:
(стена изображает стену, мы изображаем противодействующие контрфорсы)
Контрфорсы видны и на плане:
3. Очень узкое пространство храма, которое, однако, поделено на 3 нефа и апсиду, все одинаковой высоты.
Таким образом, такой интерьер храма следует считать зальным (все нефы одинаковой высоты) в отличие от базилики (когда центральный неф выше, чем боковые).
____________________________________________________________________________________
На самом деле, за 40-50 лет до строительства Троицкого костёла в Ишкольди, был построен костёл во
Вселюбе (ок. 1430), который имел абсолютно схожую пространственную структуру и был бы темой этого поста как самый старый вместо Ишкольди, если бы не перестройка его в 19-ом веке:
Вот такая она, Ишкольдь, путь к которой лежит через Вольно, Задвею, Полонечку и Репичи, о которых позднее и без такой простыни.
Кстати, что касается медленного освоения архитектурных стилей, то не всё так грустно. На общеевропейской волне возникла готика в Вильне, которая была столицей ВКЛ, т.е. опаздывали скорее регионы, нежели столица. Ниже- костёл Св. Анны, 1394
Ну и не забываем о Фаре в Несвиже, одном из первых барочных храмов в мире. Краткий экскурс в белорусскую готику временно завершаю до следующих серий.