Продолжаю рассказ о своей поездке по западнобелорусским достопримечательностям в сентябре 2011 года (предыдущие части -
http://belarus-travel.livejournal.com/135867.html ;
http://belarus-travel.livejournal.com/136622.html ;
http://belarus-travel.livejournal.com/137404.html ;
http://belarus-travel.livejournal.com/138528.html).
...Согласно воспоминаниям современников, перед парадными воротами сапеговской резиденции в Ружанах возвышалась статуя женщины в траурных одеяниях, указывающая в направлении местечка Береза-Картузская (нынешняя Береза). Именно там находился духовный центр "архипелага Сапег" - монастырь Святого Креста ордена картезианцев, костел которого служил усыпальницей этого магнатского рода.
В 19 веке костел запечатлел на одной из своих акварелей Наполеон Орда.
Об истории монастыря и картезианцах - под катом.
Территория, на которой был основан монастырь, издревле считалась святым местом. По легенде, здесь произошло чудесное явление деревянного креста с распятием, совершались многочисленные исцеления. Поэтому неудивительно, что Казимир Лев Сапега, подканцлер ВКЛ, в 1648 году выбрал именно это место для поселения монахов самого закрытого монашеского ордена католической церкви - картезианцев.
Устав картезианского ордена требует от монахов полной изоляции от общества, обетов молчания, уединения, строгого поста и постоянной молитвы. Монахи по строгости обетов делились на три категории - отшельников, лайков (кандидатов в отшельники) и аблатов (послушников). Соблюдение этих требований обусловило уникальную для белорусских земель планировку монастырского комплекса, который, помимо костела, включал жилые корпуса, библиотеку, трапезную для лайков, аблатов и монастырской челяди, госпиталь, аптеку и хозпостройки. Все перечисленные постройки, а также дворец Сапегов, фруктовый сад и водоем находились в ограниченном мощной каменной стеной с башнями и единственной брамой монастырском дворе. Посередине комплекса находился второй, внутренний изолированный двор, представлявший собой замкнутый прямоугольник, в котором размещались кельи отшельников, сад с домиком садовника, пруд для разведения рыбы и колодец. Сам двор формировали коридоры-галереи, соединявшие с костелом 15 изолированных друг от друга келий (эремов). В каждом корпусе было по 3 комнаты: одна - мастерская для общих занятий (переписывание книг, живопись, резьба по дереву и т.п.), другая - для молитв, третья - для отдыха. Из первой комнаты был выход в небольшой внутренний дворик с огородом, окруженный высокой стеной и открытый только небу. Пищу себе отшельники готовили самостоятельно и трапезничали в кельях (раз в сутки). Продукты, которые невозможно было вырастить в собственном огороде, отшельник получал через специальное окошко с двумя поворотами, чтобы невозможно было увидеть передающего пищу. В костел отшельники попадали по вышеупомянутым галереям, более того, сам костел был разделен перегородкой на две части - для простых прихожан и для монахов, причем внутри монашеской части были отгорожены две узкие каплицы для отшельников, чтобы их не могла видеть простая монастырская братия. Общение отшельников с внешним миром не дозволялось, между собой они могли встречаться и разговаривать лишь по воскресным дням.
Учитывая немногочисленность монахов (на протяжении всей истории монастыря их количество колеблется от 14 до 19 человек), монастырь владел огромными владениями - на момент его ликвидации в 1831 году его собственность была оценена в 8 миллионов 847 тысяч 777 рублей! Астрономическая сумма для того времени.
После закрытия монастыря костел (за исключением звонницы) и кельи отшельников были разобраны на кирпич для строительства казарм, остальные постройки были заброшены и постепенно разрушились...
Сегодня руины самого богатого и самого таинственного монастыря Великого княжества Литовского впечатляют не менее, чем развалины ружанского дворца.
Фотоотчет о том, что сохранилось от былого величия, смотрим под катом.
Сегодня на части территории монастыря расположилось некое закрытое учреждение, вроде бы имеющее отношение к энергетике.
Башенка - та самая, с акварели Орды.
От величественного костела, возведенного, предположительно, итальянским архитектором Жаном Батистом Гислени, остались лишь развалины башни-звонницы, прилегавшей к храму со стороны апсиды.
Подобным образом выглядят и монастырские ворота.
На территории комплекса, теоретически, ведутся ремонтно-восстановительные работы, однако на практике все сводится к тому, что брама ограждена ветхим заборчиком (с контрфорсами), да на самой территории замечены останки строительных времянок, по степени разрушенности успешно конкурирующие с самим монастырем.
Слева от брамы - руины дворца Сапегов (использовался, когда на магнатов нападало богомольное настроение).
Проломы в стенах башенки гостеприимно приглашают внутрь монастыря.
Приблизительно такую картину видел монах-отшельник из дворика своей кельи.
Дворец Сапегов - боковой "фасад".
Главный фасад дворца.
"Интерьер".
Обратите внимание на трехлопастевую формы дверных проемов.
"Скляпенні".
На втором этаже.
Панорама остатков монастырских построек и укреплений.
Могучие деревья - - по-видимому, остатки монастырского сада.
Все, что осталось от костела св. Казимира - руины звонницы...
и вход в крипту.
Внутри монастырских строений.