Оригинал взят у
ttpark в
О скорости мышления и способности решать сложные задачи
Два дня назад я уже писал о том, что 12.07.2015 прошёл II съезд Родительского Всероссийского Сопротивления в Московской Филармонии (в зале им. Чайковского). Напомню читателям, что съезд был посвящён проблемам в российском образовании и путям решения этих проблем. Я хотел бы обратить внимание читателей на выступление Рады Михайловны Грановской. Её выступление было посвящёно современным особенностям усвоения информации молодёжью (поколение интернета), в отличие от старшего поколения (поколения книги). Обращает на себя внимание то, что у Грановской Р.М. очень взвешенный подход к оценке плюсов и минусов обоих поколений. Дадим слово выступающей:
Образование довольно сложный процесс, потому что зависит от изменения динамики в мире и изменения в нашей стране. Что касается динамики изменения в мире, то количество новшеств увеличилось в 50 раз. Темпы жизни увеличились соответственно. И учить так, как учили, когда я училась уже нельзя. А я училась очень давно.
Вы понимаете, что темп меняет всё. Прежде всего, раньше у человека было занятие, а теперь у него проекты. Занятие было почтенным и лучше на всю жизнь. А проекты меняются непрерывно и каждый из них не поглощает человека на всю жизнь. Раньше бы мы такого человека назвали человеком поверхностным. А теперь - такова жизнь. Ну, не мне вам говорить, с какой скоростью работают компьютеры, и как вся система гаджетов изменила жизнь. Недавно прочла статью «Рекомендации преподавателям ВУЗов США»: «Не рекомендуйте вашим слушателям и студентам книги; надо рекомендовать одну главу, а лучше раздел книги, а то они вообще книгу в руки не возьмут». Итак, современный молодой человек работает очень быстро и эта скорость меняет его психику. Раньше мы с вами были, что называется, люди книги. Мы учились и воспитывались на последовательных текстах, теперь человек воспринимает картинку с экрана одновременно и психика его работает по-другому не только в смысле восприятия, но и в смысле мышления. Что значит быстро воспринять? На какие-то доли миллисекунды показывается картинка и спрашивается: «Что на ней?» Он говорит: «Кто-то поднял что-то на кого-то». Преподаватель скажет: «Это мало информации!» Но на самом деле в большинстве задач этого достаточно. А на картинке была изображена лиса, которая стояла на задних лапах, держала в задних лапах сачок и замахивалась на бабочку. «Кто-то поднял что-то на кого-то». Вот это как они воспринимают, как они думают? Их мышление совершенно другое. И получилось специальное название «клиповое мышление».
Клиповое мышление - это мышление блоками. Вот как эти люди с клиповым мышлением решают задачу. Ну, например, играют в компьютерную игру. Это такая игра, где периодически даются пояснения, как работать на следующем уровне. И это пояснение где-то три страницы. Рядом с подростками сидит преподаватель, который быстро читает. Пока он прошел первые пол страницы, ребята уже делают следующий ход.
Он спрашивает:
- Как вы так быстро читаете?
Они отвечают:
- А мы не читем!
- А как же вы?
- А мы знаем, что это инструкция. Надо выловить ключевой момент.
Он говорит:
- Я не понимаю.
Тогда они приводят совершенно замечательный пример. Вот представьте себе, что у вас есть большой сундук со старьем и вам там нужно найти галоши. Вы быстро-быстро выбрасываете, пока до галош не добрались, берёте их и идёте. А тут один дурак спрашивает: «Не можете ли вы составить списочек всего, что было в этом сундуке? И лучше перечислить по порядку.» Так кто же это будет делать и кому это нужно? Вот так они решают задачи, и это всё приводит к тому, что большинство задач они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать. Понимаете, какая штука? А то что человек не может решить, он переводит в графу «мне этого решать и не нужно». Ну, действительно, что такое «сложное»? Разобьем на мелкие и всё в порядке! Но многие из вас понимают, что не все сложные задачи можно разбить на части. Таким образом, люди книги могут решать сложные задачи, но решают медленно. Люди экрана решают быстро, но не могут решать сложные задачи. Но развитие цивилизации идёт в сторону ускорения и сложные задачи не так часто попадаются и таким образом большинство, которое с клиповым мышлением завоевывает жизненное пространство. Вот, это немножко о молодёжи.
В данном посте приведена только часть выступления. Полное выступление вы можете посмотреть в ролике. Вторая часть посвящена ситуации «У нас и на Западе».
You can watch this video on www.livejournal.com
Второй съезд РВС - 6 часть from
ECC TV on
Vimeo.