Религия в школе: убрать нельзя оставить (пер. с польского)

Apr 03, 2015 07:51

Оригинал взят у grak_11 в Религия в школе: убрать нельзя оставить (пер. с польского)


В прессе идет дискуссия об уроках религии в польских школах. Тема нешуточно волнует польскую общественность. Предлагаем вашему вниманию статью. Несмотря на свои либеральные взгляды, автор выступает категорически против прекращения государственного финансирования уроков религии в школе. Почему?



Катехетов под контроль

Автор Марек Бейлин

Среди множества проблем, связанных с преподаванием религии в школе, наиболее важной, по моему мнению, является то, как она изучается, а не ее обязательность и не ее финансирование.

Хорошо, что сообщество «Liberté!» начало акцию против оплаты урока религии из общественных денег. Это дает шанс на самые серьезные дебаты за последние 25 лет - о месте религии в школе. Такие дискуссии велись, но до сих пор позиция Церкви в обществе была слишком сильна, чтобы можно было что-либо изменить.

Сегодня всё большему количеству поляков надоело весьма авторитарное и нетерпимое поведение Церкви, хотя бы в вопросе in vitro или о конвенции о борьбе с насилием в семье. Ее власть над обществом слабеет, что видно также на уроках религии. Еще 10 лет назад те немногочисленные ученики, которые от них отказывались, считались среди ровесников чудаками. Сейчас количество таких учеников увеличивается, и никто их не упрекает.

Однако вопреки этим изменениям, священники в школах по-прежнему влиятельны. Их влияние укрепляет не только сам костел, но и поддержка местных политиков и конформизм отделов образования, которые хотят избегать конфликтов с институтами церкви. Также на торжествах во многих школах самым почетным гостем является ксендз, руководитель прихода. И немногим приходит в голову, что если хотят присутствия католического священника, то следовало бы пригласить дополнительно представителей других конфессий и относиться к ним с таким же уважением. Без этого школа дает ученикам ужасный урок: всё уважение получают сильные.

Это подчиненность школ по отношению к Церкви оставляет преподавание религии вне контроля дирекции и представителей отделов образования. Катехеты (прим. - учителя религии) могут говорить всё, что угодно, даже отвратительную чушь, прививать нетерпимость к другим людям, и применять предосудительные воспитательные меры. Пока нет публичного скандала, никого это не интересует.

Поэтому важнейшим я считаю, чтобы уроки религии подвергались внецерковному контролю. Нам может помочь то, что идет финансирование из наших налогов, поскольку это позволяет увеличить давление. Гораздо труднее нам будет требовать у государства и Церкви такой контроль, если уроки религии будет финансировать только Церковь, или если уроки станут вестись при церкви. Что же касается катехизации за пределами школы, то она будет уже полностью бесконтрольна и сможет стать источником частых скандалов, перед которыми мы будем беспомощны.

Лучше стремиться к тому, чтобы катехизацию превратить в уроки, на которых одинаково уютно будет чувствовать себя католик, протестант, иудей и мусульманин. Также во всех школах ввести занятия по этике. Такие школы были бы правильными в демократическом государстве. И государство должно это сделать.
Газета Выборча

Теперь несколько моих замечаний/примечаний.

Во-первых, переводчик не обязательно разделяет мнение автора статьи, а лишь хочет информировать читателя о содержании статьи.

И второе. Немного об авторе статьи.

Марек Густав Бейлин родился 17 февраля 1957 года, польский журналист и писатель. Окончил факультет истории искусства Варшавского университета. В 70-80-х годах входил в демократическую оппозицию, в т.ч. «Солидарность» Леха Валенсы. В период военного положения был интернирован с 13 декабря 1981 года по 26 октября 1982 года. С начала 90-х работал обозревателем в Газете Выборчей. В 2011 году президент Польши Бронислав Коморовский наградил его Офицерским Крестом Ордена Возрождения Польши - второй по значимости после Белого Орла, между прочим. Т.е. наш автор не просто какой-нибудь журналист, а имеет давнюю и «славную» истории. Разумеется, либерал. Разумеется, возмущался приговором Pussy Riot - по этому поводу его статья «Нас оскорбляет отвратительный приговор Pussy Riot» ("Gazeta Wyborcza", Польша) была опубликована в ИноСМИ. В общем, какую группу польского населения он представляет понятно.

И третье. Буду рад любому высказанному мнению в комментариях.

Польша, религия, школа

Previous post Next post
Up