Оригинал взят у
juralis в
Stratfor: Военные возможности России на Украине - Часть 1 (перевод) Перед вами перевод
аналитического доклада американской частной разведывательный-аналитической компании Stratfor. Позже я напишу в отдельном посте некоторые комментарии по его поводу, а пока предлогаю просто ознакомиться с его содержимым (перевод второй части доклада
тут).
Введение
От редактора: "Stratfor периодически проводит внутренние военные симуляции, как часть аналитической методологии. Данная серия публикаций относится к такого рода работе, исследующей сценарии при которых российские и западные вооруженные силы могут вступить в прямой конфликт на Украине. Таким образом, эти публикации несколько отличаются от наших регулярных анализов и не являются прогнозом. Серия отражает результаты тщательного исследования потенциалов России и НАТО, а так же ограничения их вооруженных сил. Он предназначен для определения пересечений политических намерений и политической воли с фактическими ограничениями военного потенциала. Исследование не является безусловным, оно рассматривает вероятные решения военного планирования. Мы надеемся, что читатель сможет получить большее представление о военных путях развития украинского кризиса и как может развиваться обстановка при использовании вооруженных сил если провалятся усилия по реализации соглашения о прекращении огня и кризис обострится."
Текущее военное положение России весьма уязвимо и дорого обходится при весьма ограниченных политических выгодах. Стратегический плацдарм в Крыму удобен для обороны как остров, но может быть изолирован. Позиции украинских сепаратистов и их русских сторонников на востоке Украины, по сути, представляют из себя большой выступ, требующий серьёзных военных вложений для обеспечения безопасности и это не поможет Москве достичь своей более обширной задачи по созданию защищённой границы. В этой связи, встаёт вопрос о том, будет ли Россия применять в дальнейшем силу для защиты своих интересов на Украине.
Для ответа на этот вопрос, Stratfor рассмотрел шесть основных силовых сценариев, которые Россия может обдумывать для решения своих оборонных задач на Украине. От небольших раздражающих операций до тотального вторжения на восток Украины до самого Днепра. Кроме того, мы примерно оценили время и силы, требуемые для проведения этих операций для определения необходимых совокупных усилий и затрат, а так же способность русских военных выполнить каждую из операций. При оценке всех операций мы исходили из имеющихся условий и изначального допущения для всех сценариев, что единственным противником будут вооружённые силы Украины, уже вовлечённые в конфликт.
Анализ
Один из наиболее часто обсуждаемых вариантов - это продвижение русских вдоль южного побережья для соединения Крыма с позициями сепаратистов на востоке Украины. В данном сценарии, мы исходили из того, что составители плана заложат достаточно широкий фронт, чтобы обеспечить Крым водой, берущейся из Днепра и что линия обороны будет привязана к реке на сколько это возможно, так как это единственная особенность рельефа в регионе, влияющая на обороноспособность. Следствием этого станет создание сухопутного коридора для безопасного снабжения Крыма и предохранит полуостров от возможной изоляции. России потребуется преодолеть более 400 километров (250 миль) вглубь территории охватив зону более 46 620 км2, создать новую оборонительную линию протяженностью более чем в 450 км, а так же усмирить двухмиллионное население.
На захват данной территории при имеющемся сопротивлении Украины потребуется около 24-36 тысяч силовиков и от шести до четырнадцати дней. При обороне, русским нужно учитывать риск прихода НАТО для поддержки Киева. Если это случится, то России придётся расширить оборонительные силы до 40-55 тысяч человек, чтобы удержать данную территорию.
Командование также должно учесть силы, необходимые для борьбы с возможными мятежами населения, которое за пределами Донбасса становится очевидно менее пророссийским. Структура и размер сил, необходимых для подавления обычно рассчитывается исходя из численности населения и ожидаемого уровня сопротивления. Естественно, это приводит к весьма широкому разбросу оценок. В этом сценарии, при лояльном населении потребуется около 4200 военнослужащих, чью численность придётся нарастить до 42000 при яростном сопротивлении. Конкретно в данном случае таких серьёзных возмущений не предвидится, какие могли бы быть в таких городах как Днепропетровск, Харьков и Киев. В случае отсутствия внешней угрозы, силы обороны и подавления могут в какой-то степени быть взаимозаменяемы, но при наличии угрозы силы должны быть отдельными, что потенциально удваивает людские ресурсы, необходимые для контроля территории.
Аналогичный сценарий подразумевает захват всего южного побережья Украины с целью соединения Россией отколовшегося от Молдавии Приднестровья с Крымом. Логика в том, что это отрежет Киев от доступа к Чёрному морю и защитит все интересы России в регионе сплошной дугой. В плане требуемых усилий, России по сути придётся двукратно увеличить сухопутный коридор. Это потребует ударную силу в 40-60 тысяч продвигающуюся на глубину 645 км, чтобы захватить территорию площадью 103 600 км2 в течении 23-28 дней и силы требуемые для обороны в количестве 80-112 тысяч. Так же, добавится сложная и опасная операция по налаживанию сообщения через крупную реку. Более того, население региона примерно в 6 миллионов потребует 13,2-120 тысяч противоповстанческого контингента.
Эти первые два сценария имеют серьёзный недостаток в том, что предполагают весьма уязвимые позиции. В одном из сценариев они протянутся по сравнительно ровной местности, пересекаемой рекой - в случае целенаправленной атаки современных вооруженных сил, их удержание будет дорого обходиться. Пути снабжения будут сильно растянуты, а в сценарии с выходом за пределы Днепра - добавятся трудности с преодолением крупной реки.
Третий сценарий предполагает, что Россия возьмёт всю восточную Украину вплоть до Днепра и использование реки в качестве линии обороны. Когда понадобится защищать захваченную территорию, этот вариант подходит лучше всего. Днепр - очень широкая река в большей части своей протяженности, с несколькими переправами и небольшим числом мест, пригодных для тактических операций по переброске, что даёт возможность сосредоточить оборону в нескольких узких местах. Этот сценарий наиболее благоприятен для России, если она захочет предпринять военные действия и подготовить оборонительные позиции закрепившись на неразрывной местности [в оригинале «solid terrain», видимо, противопоставление разделённой рекой местности из второго сценария - прим. juralis]
Однако, такая операция будет тяжелой военной затеей. Для захвата этой территории (около 222 740 км2) и разгрома противника потребуется 91-135 тысячная армия продвигающаяся на 402 км. Так как река укрепит оборонительный потенциал, силы обороны могут быть того же количества, что и атакующие. Впрочем, при населении территории в 13 миллионов человек, потребуется дополнительно 28-260 тысяч человек на подавление мятежей. Численность сухопутных войск России составляет примерно 280 тысяч. Это значит, что наступление увяжет существенную часть армии России и что интенсивные волнения будут угрожать способности России удерживать территорию, даже если она задействует все свои сухопутные силы на Украине.
Хорошая новость в том, что сама операция займёт всего 11-14 дней даже при захвате столь обширной территории, так как Россия сможет наступать с нескольких направлений. С другой стороны, эта операция потребует таких огромных усилий по мобилизации и обустройству российских вооруженных сил, что такое намерение Москвы будет заблаговременно обнаружено Европой и США.
Следующие два сценария из рассмотренных нами, являются вариациями предыдущих. Мы пытались определить, может ли Россия начать более ограниченные операции с использованием меньших ресурсов для достижения аналогичных военных результатов. К примеру, мы рассмотрели вариант, когда Россия захватывает только южную часть востока Украины в стремлении использовать гораздо меньшую боевую мощь, но этот вариант оставляет Россию с незащищённым флангом и отменяет преимущества даваемые Днепром. Так же рассмотрен вариант, с небольшим продвижением с текущих позиций сепаратистов на север для овладения оставшимися районами Донецкой и Луганской областей, чтобы сделать территорию более самодостаточной. Обе операции вполне реализуемы, но по большому счёту бесполезны.
Последний рассмотренный нами сценарий был наиболее сдержанным. В нём Россия проводит маленькие временные внезапные вылазки вдоль всей границы с Украиной угрожая ключевым объектам региона и таким образом, как можно сильнее распыляя внимание вооруженных сил Украины. В смысле требуемых ресурсов, это будет наиболее эффективным и действенным. Это позволит выполнить несколько небольших политических и боевых задач, таких как оттягивание украинских силовиков от имеющейся линии соприкосновения, в целом отвлечь Киев или усилить чувство тревоги, заставляя украинцев поверить, что Россия может начать полномасштабное наступление если Киев не пойдёт на уступки.
Вывод подходит для всех рассмотренных сценариев: для Российской армии технически возможны все варианты, но все они имеют недостатки. Ни один из них не может обеспечить безопасность и достижение политических целей сдержанными и разумными средствами. Такой вывод не исключает эти сценарии с точки зрения ответственных за принятие решений в России, но сигнализирует о необходимости проводить более широкий анализ затрат и выгод при оценке будущих действий. Нет теоретической модели, которая могла бы предсказать исход войны, но руководители могут получить представления о том, какие можно предпринять меры и стоит ли вообще что-либо предпринимать.