Церковный раскол (часть 1)

Jan 05, 2015 13:22



«Историческая справка»



Ещё в 16 столетии наметились первые разногласия между апологетами старинных, освящённых традицией обрядов  и теми, кто не относился так рьяно к букве  церковных законов и догм. Только почти через сто лет в Москве  возник кружок, состоящий из духовников  высшего ранга.

Эти духовники вновь и активнее, чем прежде, начинают ратовать  «за чистоту» вероучения, которая, по их мнению, была утрачена.  Фактически, это был протест против централизации церковной власти. В скором времени и  «ревнители  древлего  благочестия»  начинают  между собой  борьбу  за власть. Ставленник царя патриарх Никон объявляет бывшего соратника, протопопа Аввакума, еретиком, упорствующим в своих заблуждениях.

1654 год, в котором началась борьба между Аввакумом и Никоном, положил начало движению, названному расколом.


Из религиозного это движение постепенно становится политическим, оппозиционным по отношению к централизации церкви и государства. К раскольникам примыкает значительная часть крестьянства и мелкого городского люда. Для них старообрядчество стало знаменем борьбы против усиления феодально-крепостного гнёта, причём тёмная масса верующих в незыблемость религиозных канонов не замечала, что, придерживаясь «древлего благочестия», она замыкалась в пассивном сопротивлении власть имущим, проникалась идеями религиозного фанатизма.



Василий Иванович Суриков, «Боярыня Морозова»  (1887)

Это  произведение художника навеяно чисто русским течением не лёгкой жизни того времени, жестокого и не доброго времени церковного раскола. В  образе боярыни Морозовой Суриков показал  великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю,  имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни. Отречению от веры она предпочла свою  возможную погибель.

Спасаясь от преследования властей, раскольники бежали в леса Поволжья, в Сибирь, на Север и образовывали там свои изолированные поселения-общины.

С течением времени раскольничья идеология пустила сильные корни в купеческой среде, тесно связанной с патриархальным укладом  и использовавшей старообрядческие догматы для насаждения наиболее отсталых форм эксплуатации и духовного порабощения трудового народа. Пастырская верхушка и богатеи паразитировали на трудовом большинстве, старательно подавляя в нём всякие стремления к переменам.

Постепенно раскольническое движение утрачивает свой политический смысл и продолжает существовать в силу инерции. Раскол, лишённый  его враждебности к государственным установлениям,  которые некогда воспринимались старообрядцами как «антихристовых  рук  дело»,  теперь не представлял угрозы царизму. Более того, устойчивость форм старообрядческого быта многими воспринималось сочувственно как проявление духовной самобытности, хранимой народом.

православие, КультурныйФронт, раскольничество, история

Previous post Next post
Up