«Историческая справка»
Ещё в 16 столетии наметились первые разногласия между апологетами старинных, освящённых традицией обрядов и теми, кто не относился так рьяно к букве церковных законов и догм. Только почти через сто лет в Москве возник кружок, состоящий из духовников высшего ранга.
Эти духовники вновь и активнее, чем прежде, начинают ратовать «за чистоту» вероучения, которая, по их мнению, была утрачена. Фактически, это был протест против централизации церковной власти. В скором времени и «ревнители древлего благочестия» начинают между собой борьбу за власть. Ставленник царя патриарх Никон объявляет бывшего соратника, протопопа Аввакума, еретиком, упорствующим в своих заблуждениях.
1654 год, в котором началась борьба между Аввакумом и Никоном, положил начало движению, названному расколом.
Из религиозного это движение постепенно становится политическим, оппозиционным по отношению к централизации церкви и государства. К раскольникам примыкает значительная часть крестьянства и мелкого городского люда. Для них старообрядчество стало знаменем борьбы против усиления феодально-крепостного гнёта, причём тёмная масса верующих в незыблемость религиозных канонов не замечала, что, придерживаясь «древлего благочестия», она замыкалась в пассивном сопротивлении власть имущим, проникалась идеями религиозного фанатизма.
Василий Иванович Суриков, «Боярыня Морозова» (1887) Это произведение художника навеяно чисто русским течением не лёгкой жизни того времени, жестокого и не доброго времени церковного раскола. В образе боярыни Морозовой Суриков показал великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю, имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни. Отречению от веры она предпочла свою возможную погибель.
Спасаясь от преследования властей, раскольники бежали в леса Поволжья, в Сибирь, на Север и образовывали там свои изолированные поселения-общины.
С течением времени раскольничья идеология пустила сильные корни в купеческой среде, тесно связанной с патриархальным укладом и использовавшей старообрядческие догматы для насаждения наиболее отсталых форм эксплуатации и духовного порабощения трудового народа. Пастырская верхушка и богатеи паразитировали на трудовом большинстве, старательно подавляя в нём всякие стремления к переменам.
Постепенно раскольническое движение утрачивает свой политический смысл и продолжает существовать в силу инерции. Раскол, лишённый его враждебности к государственным установлениям, которые некогда воспринимались старообрядцами как «антихристовых рук дело», теперь не представлял угрозы царизму. Более того, устойчивость форм старообрядческого быта многими воспринималось сочувственно как проявление духовной самобытности, хранимой народом.