Какую роль играет музыка в нашей жизни? Влияет ли она на наши поступки? Может ли музыка вдохновлять? Несомненно, да. Однако она может и сковать, парализовать энергию. Каким образом
( Read more... )
Замечательная статья. Очень последовательно и доступно о серьёзной музыке. Спасибо автору за прекрасное начинание. Свои чувства связанные с прослушиванием симфонии могу описать следующим образом. Мне видится солнечный день, зловещая тишина и негромкие раскаты грома где то за горизонтом. Вдруг подул леденящий ветер и солнце стали закрывать чёрные тучи. Из туч, опережая их, вылетают стальные птицы несущие в своём чреве смерть всему живому. Люди в смятении жмутся друг к другу и пытаются понять, что за мистерия надвигается на их мир.
ingvar31, ты практически описал замысел композитора в 1-й части. В начале симфонии звучит тема мирного строительства, новой строящейся жизни. И эта же тема мелодически используется в кульминации, только уже в трагическом звучании. Использование мелодического материала из вступления - очень выразительное средство, с помощью которого композитор показывает те страшные разрушения мирной жизни, которые принесли с собой захватчики.
Очень тревожные чувства у меня возникли. И почему-то не марширующие под барабан роты, а клубки шевелящихся змей. Гремучих змей, постукивающих хвостом погремушкой, у наших границ. И звуки эти, надо сказать всё громче, всё отчетливей. И подгадюшники... всё активнее, всё наглее. Мне показалось, или действительно это слышится у Шостаковича?
Очень интересной подробностью будет то, что основная идея и разработка музыкального материала в итоге оформленного в эпизод нашествия, была написана композитором за несколько лет до начала войны. Предчувствие ли это надвигающейся беды? Творчество художника часто загадочно.
"Предчувствие ли это надвигающейся беды? Творчество художника часто загадочно".
1) И ведь, что интересно, музыка не только воздействует сразу на подсознание (как Вы написали), но, вероятно, она потому и воздействует на него, что имеет тот же источник - в бессознательном. В сверхсознании, возможно. Там где проживают интуиции, пророческие видения, ощущение мира как целостности. Да и многое, наверное, еще. Но это в том случае, когда музыка рождается. И тогда музыка как откровение переходит от автора к слушателю.
2) Мы знаем примеры, когда музыка конструируется. Иногда даже хорошо конструируется. Тогда автор - хороший ремесленник.
3) Но теперь, когда слишком много стало известно о человеке, в т.ч. и о подсознании, музыкальный конструкт может использоваться и для разрушения чужой психики. Как думаете?
И ещё - за композитора,который сам (в одежде пожарного) дежурит на крыше дома, а после бомбёжек и воя сирен лихорадочно пишет - создаёт "Ленинградскую" симфонию и посвящает её своему родному городу.
Образ большой БЕДЫ - в виде полчищ какого-то зверья, прущего на страну, возникает в воображении, вызывая чувства тревоги и гадливости...
Заинтриговали вопросом о картине - пойду на розыски её автора.
Стоит отметить, что известная фотография Шостаковича на крыше консерватории - http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/7923-pictures.php?picture=792308, которая облетела весь мир и в том числе попала на обложку Time, (исправлено) сделана во время его работы в составе пожарной команды на крыше консерватории. При подходе фашистской армии к Ленинграду, он был эвакуирован сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где заканчивал работу над своей Седьмой симфонией
( ... )
Стоит отметить так же, что Шостакович дважды подавал заявление об отправке на фронт. 22 июня и 2 июля 1941 года. Оба раза получил отказ, после чего вступил в народное ополчение.
Музыка, как никакое другое искусство, роднит, объединяет людей. Её язык не нуждается в переводе, но всё же богатство и многогранность лучших образцов музыки трудно воспринять без умения слушать. Можно ли этому научить (научиться), если она рождается в глубинах подсознания и воздействует (или не воздействует) на подсознание?
Учиться слушать музыку, конечно, необходимо. Ведь помимо непосредственного есть ещё и осознанное восприятие, которое глубже раскрывает художественное содержание музыкального произведения.
Знакомство с авторским стилем, жанрами, параллели с другими видами искусств, различные исполнения и пр. только обогатят восприятие. Это как критические статьи в литературе.
Comments 17
Свои чувства связанные с прослушиванием симфонии могу описать следующим образом. Мне видится солнечный день, зловещая тишина и негромкие раскаты грома где то за горизонтом. Вдруг подул леденящий ветер и солнце стали закрывать чёрные тучи. Из туч, опережая их, вылетают стальные птицы несущие в своём чреве смерть всему живому. Люди в смятении жмутся друг к другу и пытаются понять, что за мистерия надвигается на их мир.
Reply
1-я часть целиком:
- http://muzofon.com/playlist/562182/885476 (второй трек)
- https://www.youtube.com/watch?v=mIOZGXVMR8U (с видео-рядом)
Reply
Черные гремучие змеи. Укус смертелен. Опасность приближается.
Reply
Reply
1) И ведь, что интересно, музыка не только воздействует сразу на подсознание (как Вы написали), но, вероятно, она потому и воздействует на него, что имеет тот же источник - в бессознательном. В сверхсознании, возможно. Там где проживают интуиции, пророческие видения, ощущение мира как целостности. Да и многое, наверное, еще. Но это в том случае, когда музыка рождается. И тогда музыка как откровение переходит от автора к слушателю.
2) Мы знаем примеры, когда музыка конструируется. Иногда даже хорошо конструируется. Тогда автор - хороший ремесленник.
3) Но теперь, когда слишком много стало известно о человеке, в т.ч. и о подсознании, музыкальный конструкт может использоваться и для разрушения чужой психики. Как думаете?
Reply
И ещё - за композитора,который сам (в одежде пожарного) дежурит на крыше дома, а после бомбёжек и воя сирен лихорадочно пишет - создаёт "Ленинградскую" симфонию и посвящает её своему родному городу.
Образ большой БЕДЫ - в виде полчищ какого-то зверья, прущего на страну, возникает в воображении, вызывая чувства тревоги и гадливости...
Заинтриговали вопросом о картине - пойду на розыски её автора.
Буду с нетерпением ждать следующих статей.))
Reply
Reply
Reply
Он делал несколько попыток попасть на фронт - это очень показательная черта характера.
/параллельно написал, прошу прощения; но удалять не буду, поскольку тоже считаю данный факт важным/
Reply
Reply
Reply
Я сам как то зацепился глазами за эту картину, а потом, когда понадобилось отыскать, потратил много времени, чтобы узнать автора.
Reply
Reply
Reply
Знакомство с авторским стилем, жанрами, параллели с другими видами искусств, различные исполнения и пр. только обогатят восприятие. Это как критические статьи в литературе.
Reply
Reply
Leave a comment