Золотое слово русской литературы (2) - Наука о литературе (Вып. 19)

Oct 28, 2014 14:11

Владимир Мономах    1053-1125

Одно из решений съезда гласило: «Каждый да держит отчину свою», то есть, «пусть каждый владеет землёю отца».

Любечский съезд не привёл князей даже к временному соглашению, его решения были тотчас нарушены.

Один из князей - Василько Теребовльский - был вероломно схвачен двумя другими и ослеплён. Снова начались княжеские раздоры.

Призывая к единению, народ киевский обратился к Владимиру Мономаху с просьбой «не погубити Русьскые земли» своими раздорами, напоминая, что враги родины - половцы «имуть радоватися и возьмуть землю нашю».

Этот призыв народа к князьям был на устах у каждого поколения русских людей в каждом княжестве, в каждом городе.

Галич, Рязань, Смоленск, Владимир - Волынский, Владимир - Залесский, Ростов, Новгород - все эти областные центры решительно стремятся к политической самостоятельности, уходят из-под влияния слабеющего золотого Киевского стола, замыкаются в своих местных эгоистических интересах; князья вступают в борьбу друг с другом; про малое говорят «се великое» и погрязают в бесконечных братоубийственных войнах.

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью.



Половцы, народ тюркского происхождения, заняли ещё в середине 11 века степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили существованию Византийской империи, которая постоянно обращалась за помощью к русским князьям.

Русским князьям в начале 12 века удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять мирное население

русских сёл и городов: они грабили сельское население, сжигали города, избивали и уводили в рабство жителей.

Быстрая степная конница не знала естественных преград на бесконечных, открытых, трудно оберегаемых, необозримых южных и юго-восточных границах Руси.

Кочевники из бескрайнего «дикого поля», из «страны незнаемой» неожиданными походами стремились глубоко проникнуть в Русскую землю.



Волны степных набегов разбивались о стойкое сопротивление разрозненных княжеств. Часть половцев оседала на пограничных землях и под именем «ковуев» и «своих поганых», то есть, язычников, постепенно испытывала мирное влияние русской культуры.

Но раздоры русских княжеств создавали возможность для новых вторжений. Враждуя между собой, князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской государственности.

(продолжение следует)


литература, литературоведение, повесть, КультурныйФронт, рассказ, стихи, история

Previous post Next post
Up