Часть 1
Более семи с половиной веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» - гениальное произведение древней русской литературы.
Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стёрли красок. Почему же так долговечно это произведение, столь небольшое по своим размерам?
В. М. Васнецов «После побоища» 1880
Любовь к родине вдохновляла Автора «Слова» - она как бы водила его пером. Любовь к родине и сделала его произведение бессмертным - одинаково понятным и близким всем людям, по-настоящему любящим свою родину и свой народ.
«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством - тёплым, нежным и сильным чувством любви к родине.
«Слово» буквально напоено им.
Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передаёт слова плача русских женщин по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.
Плач Ярославны - вершина художественного мастерства Автора «Слова».
Ярославна, в традициях фольклорной поэзии, обращается не к людям, которые бессильны ей помочь, а к природе, к её стихийным силам: к солнцу, к ветру, к Днепру…
Плач Ярославны - это голос живой, всепобеждающей любви. Именно с этого, очень поэтичного образа начинается череда образов любящих, беспредельно верных русских женщин.
Драгоценнейший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» посвящён действительно бывшему в 1185 году походу князя Игоря Святославича на половцев.
Найдены и два других рассказа об этом неудачном походе князя Игоря: один - в южных летописях, другой - в северных. В отличие от «Слова» эти летописные рассказы деловиты: стремятся передать как можно больше фактов, подробностей самого похода, битвы.
А «Слово» поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу, сетует, скорбит, призывает русских князей соединить свои полки против половцев, призывает их отомстить за поруганную Русскую землю.
Значение «Слова» велико для нас ещё и потому, что оно является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, её самобытности и её народности.
(продолжение следует)