Летописи (1) - Наука о литературе (Вып. 15)

Oct 10, 2014 20:31



автор: fedorova_tl

«Древнерусская литература - это дух, облечённый в слово…»




Князь Ярослав Владимирович Мудрый    Князь Владимир Святославович

Появление собственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого, а возможно - и его отца Владимира Святославовича (10-11 вв.).

В это же время на Руси складываются даже новые виды литературных произведений, которых не знала ни Болгария, ни Византия.

Одним из самых значительных явлений древней русской литературы, которое появилось уже в первой половине 11 века, были летописи.

Русский летописец не был отрешённым от жизни стариком-отшельником, записывавшим из года в год только те события, современником которых он был.





Летописцы были и старые и молодые, монахи и люди светские.

Летопись свои походов и охот вёл князь Владимир Мономах в конце 11 - начале 12 века.




Один из дружинников вёл летопись в Киеве в 12 веке.

Но кем бы ни были летописцы, они не уходили от жизни. Они были патриотами и отстаивали честь Русского государства.

Летописцы не только стояли в центре политической борьбы своего времени, но и были своего рода учёными - историками. Они разыскивали исторические документы, находили предшествующие летописи и исторические сочинения, соединяли их вместе в хронологическом порядке и дополняли рассказом о событиях последних лет. Так создавались обширные летописные своды.



Эти летописные своды охватывают не только историю Руси, но и многих других народов. В эти своды включались документы, а иногда и целые литературные произведения с историческим содержанием.

В составе летописей дошли до нас превосходные исторические сочинения - литературные памятники прошлых эпох…

[Приложение]

Пушкин А. С. 1799-1737

«Песнь о вещем Олеге» Пушкин написал в 1822 году.

Почти год работал поэт над этой историей. В основу написания лёг летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем.

Прозвали его «вещим» за победоносный поход на греков в 907 году.

В своем стихотворении Пушкин почти без изменений пересказал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надёжным хранилищем. Не каждый человек интересуется историей и о таком факте может и не знать. Поведанная же А.С. Пушкиным баллада знакома каждому.



ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам.

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава - отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Царьграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелАми врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся - однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчаньи, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся - да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? - промолвил Олег, -

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? все так же ль легОк его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят - на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на хОлме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

***


литература, литературоведение, летопись, проза, КультурныйФронт, рассказ, стихи

Previous post Next post
Up