Оригинал взят у
krovavoesolnce в
Убийца Любви Культ восхваления смерти неизбежно появляется у
людей, лишенных смыслов. Потому что в противном
случае они сойдут с ума от смертного ужаса.
"Культура смерти и смерть культуры" Мария Рыжова
Как сообщила
"Ульяновская правда", “очередной сезон Ульяновского драмтеатра открыла премьера спектакля «Ромео и Джульетта». Режиссер-постановщик пьесы петербуржец Искандер Сакаев уверяет: его Шекспир - тот самый, самый что ни на есть настоящий”.
“Премьерный показ спектакля «Ромео и Джульетта» Ульяновского драматического театра оставил смешанные впечатления: мотивов смерти и абсурда в постановке оказалось значительно больше, чем мотивов любви и вражды, да и на классического Шекспира получилось совсем не похоже.
Главным героем спектакля в интерпретации Искандэра Сакаева оказалась Смерть,
а не Ромео с Джульеттой. Она прорисована сильнее всего и сопровождала почти все сцены спектакля. С лицом, раскрашенным черно-белой маской, Смерть кричала, танцевала, стучала кинжалами... В ключевых эпизодах - подавала яд Джульетте и Ромео, провожала в загробный мир Тибальта и Меркуцио”. Андрей Творогов,
Народная газета Анонсируется спектакль как "Повесть о прекрасной смерти и ужасной любви". В своей работе Искандер Сакаев превозносит смертное начало Танатос над Эросом и Любовью. По словам режиссера, “зритель едва ли увидит нереальные чувства героев, Ромео и Джульетта максимально «очеловечены» без примесей возвышенности и излишнего романтизма”. Рассматривая тему Смерти, Анна Кудинова в своей статье
"Сражаться и побеждать" пишет: "О Танатосе постмодернисты говорили подробно и сочно, нащупывая те или иные возможности натравливания этого божества смерти (а точнее, сопрягаемого с ним человеческого начала) на Эрос как таковой".
Согласно христианским учениям Смерть бывает телесной и душевной. То, что происходит на сцене Искандера Сакаева, - это попытка убедить зрителя, что Смерть сильнее Любви. И тем самым толкнуть человека на тропинку, ведущую к душевной Смерти. Такое может произойти, если у зрителя нет идеалов и смыслов, держащих его в этом мире.
Кто же в мировой истории ещё воспевал Смерть? Этим занимались разные гностические секты. Смерть они рассматривали как избавление от несовершенного материального мира, созданного злым Демиургом. В их учениях материальный мир - это тюрьма для души, которая ищет оттуда освобождение. В идеале же у гностиков весь материальный мир должен быть разрушен. Надо также сказать, что со временем гностики не исчезли. Так, фашизм черпал свои силы как раз в культе смерти. Нет сомнений, что гностическое учение было вдохновителем фашизма. Сегодня гностические секты довольно распространены. Есть они и на территории России. Некоторые из таких сект имеют довольно большое влияние на политические процессы в стране. В качестве примера можно привести
«Черный Орден SS».
Чтобы лучше понять, что сподвигло режиссера-постановщика спектакля «Ромео и Джульетта» объявить войну Любви, давайте дадим ему слово.
Ответы Искандэра Сакаева своим зрителям:
- Искандэр Рауфович, мне спектакль показался эмоционально тяжелым. Когда я еще школьницей читала Шекспира, а позже несколько раз перечитывала, у меня не оставалось такого осадка на душе. По Вашему мнению, в "Ромео и Джульетте" нет места чистым и светлым чувствам?
- Вы правы, это тяжёлый спектакль, но и пьеса тоже не пёрышко: пять трупов только по ходу пьесы, а сколько будет после финала и сколько было до начала, не сосчитать. Поэтому я и актёры ничего специально не усугубляли, а лишь счистили романтический флёр. По моему мнению, место светлым чувствам в пьесе "Ромео и Джульетта" есть, но только эти светлые чувства у меня давно закончились, вот потому всё так мрачно (хотя в нашем спектакле есть и любовь, и дружба, и чувственность, так что не всё безнадёжно)
- Искандэр, мне кажется, ваша "Ромео и Джульетта" подходит только для провинциальных городов, в которых публика не подготовлена и готова клюнуть на любого заезжего режиссера. Почему у Вас Джульетта - не юная девушка (ей нет еще 14!, а непонятная девица глубоко за 20) и Парис - с явными признаками голубизны?
- Мне кажется, это в Вас некий комплекс говорит: вот приехал к нам столичный хлыщ и хочет всех надуть, а мы такие наивные... Я работаю в Архангельске, также как и в Питере, и других местах на полную катушку, а дух провинциальности, наверное, во мне самом сидит: я и сам из Башкирии, а уж там в театральном отношении полный отстой.
Что касается исполнения ролей, Бабанова играла Джульетту в 50 лет, но делала это хорошо. Наша Таня играет точно и красиво, моментами, правда, пережимает. А потом, покажите мне актрису, которая в 14 лет сможет вынести такой эмоциональный груз? Да и на юге девицы созревают рано, и в 15 лет выглядят на 20-25 (летом был в Азербайджане - насмотрелся). Вопросы ориентации персонажей мало меня волнуют, тем более во времена Шекспира это в среде аристократии было дело обычным и даже престижным.
-А как Вы думаете, что почувствовал бы сам господин Уильям Шекспир посмотрев на Вашу интерпретацию своей нетленки?????
-Думаю, Шекспир не воспринимал свой опус как "нетленку", а лишь как средство заработка, и потому, скорее всего, он бы поинтересовался, где тут бухгалтерия и когда он сможет получить свою долю от продажи билетов.
Что же, давайте с вами разберем эти его ответы зрителям. Из них становится вполне ясно, что "счистка романтического флёра" в спектакле является следствием угасания Любви у самого Искандэра Сакаева. Это, видимо, и повлекло обращение к противоположному - Танатасу. Интересно, что у самого режиссера нет того идеализма, которым дышат мастера сценического искусства. Чего только стоит отношение Искандера Сакаева к Шекспиру и его произведению. "Думаю, Шекспир не воспринимал свой опус как "нетленку", а лишь как средство заработка". А эта попытка "очеловечивания" героев "Ромэо и Джульетты"? Таким образом можно только убить идеальное - тот Дух произведения, который по-настоящему ценен. Так убивается и Любовь...
Что же можно противопоставить Танатосу, тому яду, который отравляет души людей? Есть книга, на которой рукой Иосифа Виссарионовича Сталина написано :«Эта штука посильнее, чем „Фауст“ Гете - любовь побеждает смерть». Этот рецепт универсален для всех времен, в том числе и для нашего времени. Любовь к своей стране, своей культуре и истории - вот то лекарство, которое поднимет страну с пресловутых колен. Именно Любовь, а не эти гностические спектакли, воодушевит на великие свершения.
P.S.
На спектакль Искандера Сакаева в честь 1 сентября пришли школьники. В связи с этим встает вопрос о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних. Ведь один из героев спектакля - Парис - представлен как человек нетрадиционной сексуальной ориентации.