Продолжение.
Начало № 1
Битва за Днепр № 2
Дорогой ценой № 3
Радость со слезами № 4
Дорога домой Брест
Долгим и тяжёлым был путь освобождения Белоруссии. Много советских воинов полегло на нашей земле. Только благодаря их мужеству и отваге, мы сегодня имеем возможность писать и читать эти строки. Ведь гитлеровцы, оккупировавшие нашу родину, не считали нужным учить завоеванных «недочеловеков» грамоте. «Водка, табак и ни какой гигиены», - так говорил Гитлер. Нам отводилась роль рабочего скота и то, на короткий период, пока не построят аккуратные «европечи» с высокими трубами из красного кирпича. Гитлер был не прост, очень не прост, но одного он не учёл. Всё можно просчитать, но того что находится за гранью человеческой физиологии просчитать невозможно. Мы и наши предки часть Великого Русского мира, а этот мир своими корнями уходит туда, куда человек никогда не доберётся.
Гитлер, с помощью своих хозяев в Старом свете и за океаном, сумел подчинить всю европейскую экономику интересам Третьего Рейха. Но наш народ, несмотря ни на что, нашёл в себе силы одержать победу над объединённой Европой. Очистить от фашистской заразы оккупированную часть СССР и выйти к своим западным границам.
Операция «Багратион» должна была завершиться вместе с освобождением западных регионов. Впереди стоял Брест, ощетинившись вражескими батареями и укрепрайонами. Его освобождение началось в результате проведения Люблинско-Брестской операции. Гитлеровцы создали в районе Бреста мощный глубоко эшелонированный укреплённый район, насыщенный большим количеством дотов, дзотов, минных полей и других укреплений долговременной и полевой фортификации, связанных между собой ходами сообщения. В систему обороны были включены форты Брестской крепости. 28 июля 1944 г. частями 12-й гвардейской стрелковой дивизии (полковник Мальцев Д.К.), 212-й стрелковой дивизии (полковник Кучинёв В.Г.), 415-й стрелковой дивизии (полковник Мощалков П.М.) 9-го гвардейского Брестского стрелкового корпуса 61-й армии, 48-й гвардейской стрелковой дивизии (генерал-майор Корчиков Г.Н.) 20-го Брестского стрелкового корпуса 28-й армии, 160-й стрелковой дивизии (генерал-майор Тимофеев Н.С.) 114-го Брестского стрелкового корпуса 70-й армии был освобождён г. Брест.
Батарея ведёт огонь по противнику на ближних подступах к крепости. Брест. Июль 1944 г.
В своих воспоминаниях об освобождении Бреста старший лейтенант, командир разведроты 48-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии Д.М.Неустроев писал: «Наступление, а затем и штурм Бреста и Брестской крепости запомнились мне на всю жизнь. Это были жаркие и незабываемые дни. 48-я гвардейская стрелковая дивизия наступала на левом фланге 28-й армии. Южнее Бреста, то есть левее нас наступала 160-я стрелковая дивизия 70-й армии… Когда мы вошли в город, то на его месте нашли огромное пепелище. На месте домов торчали почерневшие трубы, как мрачные кресты на огромном кладбище гитлеровцев. Улицы были усеяны немецкими трупами, забиты изуродованными танками, артиллерией и миномётами…».
Вот такие виды оставили после себя «цивилизаторы», пришедшие на нашу землю. Героический Брест заслуживает отдельного повествования, но не в рамках этой статьи. Словно птица Феникс возрождающаяся из пепла, так легендарный пограничный город, расцвёл после войны, лишь руины Брестской крепости напоминают о тех ужасных днях
Мы не видели ужасов той войны, но мы слышали рассказы своих дедов и прадедов. Мы смотрели им в глаза и видели в них скорбь. Мы поклялись, что впредь, враг не будет хозяйничать на нашей земле. И вот горе пришло к нашим украинским братьям, а мы как будто не понимаем, что происходит. Или мы не достойны памяти наших предков?