Танки КВ 7-го мк. 14-я тд, 28-й тп. КВ-2 № Б-4712.

Jun 12, 2018 20:17

Технические особенности машины:
Выпущен во второй половине мая 1941г. на Ленинградском Кировском заводе. Последняя довоенная серия (башня на гужонах, коуши литые, два ящика ЗИП на правой надгусеничной полке, один на левой).
Сведения из акта на списание машины:
С 28.7 по 10.7.41 танк ремонтировался под Смоленском (пробита прокладка головки блока цилиндров). 10 июля танк совершил марш на «СПАМ» №2 где получил боевой приказ, оборонять г.Витебск. При обстреле продвигающегося противника через железнодорожный мост было израсходовано 2 боекомплекта при этом было сбито 8 танков противника и один мотоциклист. Прождав 4 часа боеприпасы танк направился на заправку на «СПАМ» №1, и по дороге полковник (фамилия неизвестна) приказал идти в атаку без снарядов на танки и артиллерию противника. При выполнении приказа было подавлено 2 танка и 1 пушка пр-ка. В этой атаке была пробита броня башни и погибли л-т Климычев и мл.серж. Климов. У танка были пробиты радиаторы и повреждена смотровая щель мех. водителя. Видимость мех. водителя была очень плохая. При выходе из атаки танк застрял и выбраться своими силами не мог. Механик водитель докладывал полковнику и генерал-майору (фамилия неизвестна). Генерал-майор разрешил взять танк КВ для эвакуации, но тот оказался неисправным. Противник в это время сосредоточил сильный огонь по танку, было выведено из строя и оружие. Экипаж покинул танк. При выходе из танка пропали без вести два заряжающих.
Экипаж:
КМ - л-т Климичев Василий Александрович - убит, МВ - мл.с-т Радионов, КО - мл.с-т Климов - убит, Р - мл.с-т А.Евсигнеев, З - мл.с-т Гонин - пропал без вести, З - курсант - пропал без вести.








Танк вел огонь и поддерживал наши части препятствующие расширению плацдарма на южном берегу Западной Двины в п. Лучеса, на юго-западной окраине Витебска, у единственного не взорванного моста через Западную Двину в городе - железнодорожного.
Именно по этому мосту безуспешно пытались переправиться 9 и 10 июля части двух немецких дивизий XXXIX.A.K. - 20.Pz.Div. и 20.I.D. (mot).
По причине большого сопротивления, и сильного огня, механик-водитель этого Pz-38(t) 20.Pz.Div совершил съезд с железнодорожных путей и танк провалился правой гусеницей в межпутевое пространство.


Подтверждаются данные о действии этого танка и немецкой стороной. В КТВ 20.I.D. (mot) за 9.300ч. 10.07.1941г. есть следующая запись:
"Ожесточенные вражеские контратаки с применением танков (враг подтягивает подкрепления в танках, (воздушная разведка докладывает о 10 вражеских танках от Лиозно). (Батальон был несколько раз проутюжен вражескими танковыми атаками. Наша оборона против сверхтяжелых танков результатов не дает), а в истории 20.Pz.Div. Hinze читаем:
"Рано утром 10.7., передовой отряд пытался прорваться через Витебск по железнодорожному мосту, однако, потерпел неудачу из за сильного вражеского сопротивления. За мостом находились позиции нескольких тяжелых вражеских танков, ведших сильный огонь, из за которых на время создалась критическое положение. При следующей попытке пересекать железнодорожный мост танками, образовалось уже третье повреждение в мосту настолько глубокое, что оно требовало по меньшей мере десятичасовых повторных восстановительных работ".
Проанализировав все фотографии этого эпизода имеемые в моем распоряжении, и сопоставив их с материалами форума РККА в профильной ветке http://imf.forum24.ru/?1-4-20-00000026-000-80-0, с учетом того обстоятельства, что за 5 дней самолеты могли перемещаться по летному полю, считаю что место оставления этой машины - южная окраина аэродрома. Немецкий АФС сделан 5.07.1941г., т.е. еще до начала боев непосредственно в Витебске:


К сожалению на АФС сделанном 11.07.1941 г., эта часть аэродрома осталась за кадром.
Сейчас место потери танка находится в черте города, застроено, район "Юг-6", восточная сторона улицы Чкалова у ясли-сада №101.
Previous post Next post
Up