Orlando (Sally Potter, 1992)

Mar 20, 2011 02:54



Как-то так оно само вышло, что за последние года два я прочла почти все знаковые романы Вирджинии Вулф. Не от особой любви к писательнице - просто они очень хорошо читались именно в это время. Одним из последних дочитался "Орландо". Аккурат к просмотру одноимённого фильма с обожаемой Тильдой Суинтон, который я очень давно хотела увидеть.



Это, конечно, не "Миссис Дэллоуэй", но  Вулф даже без потока сознания экранизировать, по-моему, нелегко. Салли Поттер (хоть мне и абсолютно не пошёл её "Человек, который плакал") с задачей справилась на ура. Во всяком случае, так мне сначала показалось.

Начнём с того, что выбор Суинтон в качестве главного героя/героини  - самое главное попадание. Хотя, тут и других вариантов-то быть не могло. Отображение эпохи  - 17-18 веков - это также полный восторг (по музыке, декорациям, темпу, атмосфере - по всему). Поттер тут, конечно, схитрила, пригласив художников Гринуэя и привнеся что-то в фильм (помимо самой Суинтон) и от Джармена, но работает это прекрасно. Интересно, в чём-то жутковато и очень красиво. Взгляд в камеру - видимо, уже личная фишка режиссёра и персонажа - тоже придаёт всему действию ещё больше загадочности, ироничности и дивно работает на атмосферу (особенно, если учитывать, что смотрит на зрителя Суинтон).
  Но, сами понимаете, на одной атмосфере весь фильм не вывезешь. Так, например, не читающим книги, будут абсолютно непонятны некоторые события. Не сказать, чтобы сама Вулф подробно описывала причины метаморфоз Орландо, но ощутимый эпизод из её биографии (жизни с кочевниками в Турции) Поттер вообще выбросила, хотя хронометраж позволяет продолжить. Из-за этого складывается ощущение, что Орландо-мужчине уделено гораздо больше внимания, чем Орландо-женщине. Да и вся вторая часть - 19-20 века - вышла как-то скомканно и наперекосяк. Можно, конечно, всю вину свалить на Вулф, которая 20 века в силу уже своей биографии просто не описывала. Но в качестве финального аккурда запустить в ветви деревьев фея - wtf?! - не самое изящное решение.
Кино отнюдь не плохое, оно очень под настроение, как и сама Вулф. Но надо всё-таки уметь правильно закончить начатое.

P.S. Кстати, о книгах: я теперь есть на вот этом милом сайте, добавляйтесь в друзья, если что.

cinema, reviews, literature

Previous post Next post
Up