А давайте я вам напишу о двух интересных фильма , а?
Француза Жан Пьера Жене большинство знает и любит за его милую Амели Пулен с Монмартра. Ну, ещё скоро выходит (где-то уже вышел) его фильм про Шанель с той же Тоту в главной роли, ролик к одноименным духам (неплох, кстати), когда-то он даже снимал "Чужого 4", но не про это всё, не про это.
А про то, что ещё задолго до всяких там Долгих помолвок (не очень, м?) и Амели, - которую мы все нежно любим, да, - задолго до Жене романтика был Жене циник и сюрреалист, посмотрев которого, начисто забываешь про сахарные корочки. Может на это повлияло то, что он снимал не один, а с Марком Каро. Кто знает.
Его первым полнометражным фильмом называют Деликатесы. Вроде было ещё какое-то кино -
The Bunker of the Last Gunshots- найти его нигде пока не могу. А в фильме 1991 года в качестве антуража отнюдь не солнечный Париж, а постапокалипсический мир, грязный, неприятный, тёмный - никакой романтики. С едой откровенно туго - жителям одного из домов, желающим полакомиться мясом, для начала нужно убить кого-то из своих соседей. Надо ли говорить, что здешний мясник с первого этажа - самая почётная и жуткая в доме фигура. И надо ли упоминать о том, что заселяющийся в дом наивный милый клоун (Доминик Пиньоооооон!!!!) ничего об этой жуткой традиции не знает? Дальше, думаю, всё и так понятно.
Традиционная манера Жене уже тут хорошо видна: желтовато-зелёно-красные тона, крупные планы, снятые снизу и рыбьим глазом. Есть и романтическая хрупкая героиня в очках, любовь главного героя. И нервического вида барышня, безуспешно пытающаяся покончить жизнь самоубийством - моя любимца, кстати. Не обойдётся тут и без крови. Но можно не волноваться - хэппи-енд фильму обеспечен, и никого не убьют. Почти.
А дальше в 1994-м вышел также мало кому известный Город потерянных детей. Если бы посмотрела его в детстве, наверное, мне бы вынесло мозг на всю оставшуюся жизнь. Но я увидела его впервые года три назад и с тех пор пламенно и нежно люблю. Потому что если в Деликатесах жутковато-прекрасный мир Жене ограничивался пространством одного дома и мостовой возле, то в следующем фильме он создал целую вселенную. Можно упрекать фильм за отсутствие стройного сюжета, бредовые идеи и диалоги ни о чём. Но искренне не понимаю, как можно смотреть на это и не восхищаться тем, как чутко и с любовью прописана каждая деталь. 1994:кино уже после первых трёх Звёздных войн, но ещё до Титаников и Матриц - минимум компьютерной графики. От этого волшебство фильма, кажется, рукой потрогать можно.
Если о сюжете, то тут он, как говорилось ранее, бредовый, то есть, простите, сказочный. Силач Один ищет похищенного маленького брата, в чём ему помогает группа городских детей во главе с девятилетней Миетт. Брата Одина похитили с целью увезти на остров к злому учёному Кранку, преждевременно постаревшему от неспособности спать. Кранк не видит снов, и большого труда стоит заставить его плакать. Сны он крадёт у детей, а помолодеть у него, в итоге так и не получится. По разнообразию трешевых персонажей этот фильм переплюнул всё: множество клонов Доминика Пиньона. Одноглазые циклопы (вместо глаза - механическая штуковина), жутковатые сёстры-близнецы, мозг в зелёном аквариуме (убейтеменякакподругомуназватьэтонезнаю)… Хорошую траву курили в 1994-м.
И ведь Жене нельзя с чистым сердцем похвалить за особое остроумие, талантливейших актёров и грамотные диалоги. Но в чём он безусловный мастер, так это в деле создания сказочной атмосферы. Не каждое кино может похвататься подобным.
P.S. Недавно выложили саундтрек к
Городу потерянных детей. На нём - не менее волшебная песня Марианны Фэйтфул "Who will take my dreams away", которая завораживала ещё в Девушке на мосту. Волшебство к волшебству.