До Оруэлла («1984») и до Войновича («Москва 2042»)
будущее предсказал совершенно забытый поэт Василий Тредиаковский: « Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Большинство знает это выражение из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Не знаю, как сейчас, а в наше время мы его изучали не только в школе, но и особенно подробно - в университете. На самом деле это не Радищев придумал, это эпиграф к его самой известной книге.
Под чудовищем писатель имел в виду страшное зло России - крепостное право. А цитату он взял у знаменитого в то время поэта Василия Кирилловича Тредиаковского. Читать его сейчас , конечно, невозможно не обученному специально читателю, но в свое время он создал эпическую поэму «Телемахида» ( откуда цитата). Современники не оценили новый поэтический размер автора, а между тем это был гекзаметр, который позже был оценен литераторами и поэтами, и Пушкин свои первые стихи писал именно этой рифмой. А кроме того Тредиаковский был музыкантом, певцом, поэтом и считал, что музыка и поэзия друг без друга существовать не могут.
Но мы-то его запомнили именно по этому «стозевно и лаяй». Дословный перевод на современный русский язык таков: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее».