Выпьем с горя! Где же кружка?

Jan 31, 2022 20:48



Сегодня знающие пьющие люди отмечают день рождения водки, и я не могу молчать.
Хотя мои отношения с этим напитком сложные и наряженные, я все-таки имею отношение к алкоголю, поскольку употребляю его регулярно и с удовольствием. Водку, правда, не пью, идет она в разрез с моим организмом ( как и пиво, да), но вот другие напитки - от виски и коньяка до просекко и шампанского очень даже очень.
Не знаю русских классиков, которые не описывали хотя бы раз водочку и возлияния в своих произведениях. Лев Николаевич, говорят, к концу жизни образумился, пить бросил вовсе и даже поучаствовал в создании обществ трезвости. Но по молодости был тот еще гуляка и выпивоха! Федор Михайлович пил умеренно, не больше рюмочки за обедом, но вот герои у него пьют горькую размашисто и безудержно - чего стоят пьяные загулы того же Мити Карамазова!
Уважал алкоголь и классик наш любимый Александр Сергеевич Пушкин. Кстати, литературоведы считают, что он первый упомянул водку в литературном произведении. Вообще-то поэт больше любил «Мадам Клико» («вошел  - и пробка в потолок, вина кометы брызнул сок» в «Евгении Онегине») Но и про водку не забывал: «Лучший стрелок, которого удалось мне встречать, стрелял каждый день, по крайней мере три раза перед обедом. Это у него было заведено, как рюмка водки.»(«Выстрел»)
У Гоголя на пиру у полицмейстера по поводу оформления всех купчих Чичиковым присутствующие выпили «по рюмке водки темного оливкового цвета, какой бывает только на сибирских прозрачных камнях, из которых режут на Руси печати». Водка оливкого цвета - вероятно, на чем-то настоянная. («Мертвые души»)
Антон Павлович Чехов, хоть и был болезненным человеком, водочку уважал и употреблял ее регулярно. В записках про остров Сахалин: «Водку пить следует. Она возбуждает мозг, который от дороги делается вялым и тупым, отчего глупеешь и слабеешь».
Ну, а в моем любимом рассказе «Сирена» ( это как раз там, где черным по белому написано, что умное да ученое всегда аппетит отшибает) ,он описывает напиток так смачно и вкусно, что хочется немедленно бежать на кухню и доставать из холодильника примороженный белый напиток.
« Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, наливаете не в рюмку, а в какой-нибудь допотопный дедовский стаканчик из серебра или в этакий пузатенький с надписью «его же и монаси приемлют», и выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрете, равнодушно на потолок поглядите, потом этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и - тотчас же у вас из желудка по всему телу искры..."
Игорь Северянин, который воспел ананасы в шампанском, тоже водочкой не брезговал:
«Как бывало не озябнешь, как бывало не устанешь,
Как бывало не встоскуешь - лишь в столовую войдешь,
На графин кристальной водки, на икру
в фарфоре взглянешь, -
Сразу весь повеселеешь, потеплеешь, отдохнешь!…»
Тем, кто не в курсе,  объясню: раньше водку на Руси закусывали исключительно бутербродиками с черной икрой. Такая искра продавалась на каждом шагу и недоступным деликатесом не являлась.
У Михаила Булгакова не только водка, но и спирт становится поэтическим обазом:
«- Это водка? - слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
- Помилуйте, королева, - прохрипел он, разве я позволил бы себе налить даме водки?
Это чистый спирт!»
Про Степу Лиходеева я вообще молчу - он напился водки до чертиков и случайно «улетел» в Ялту…
Ну, и Сергей Довлатов, отъявленный алкоголик, каким сам себя считал, сказал, как припечатал: "Где водка, там и Отечество".

книжечки, наблюдение, навеяло, праздники, классики

Previous post Next post
Up