Пытаюсь вспомнить, кто первым из сми начал платить героям за эксклюзив…
Пожалуй, это была газета СПИД-инфо, и случилось это в начале 90-х. Когда я пришла работать в этот издательский дом, гонорары героям были уже в порядке вещей и достигали астрономических по тем времена сумм.
Алле Пугачевой, например, за рассказ о ее неудачной беременности, по ее словам, закончившейся выкидышем, (тогда в браке с Киркоровым) было заплачено 50 тысяч долларов. Певцову, уж не помню за какие такие откровения , 10. Тогда СПИД был немыслимо богат: тираж, реклама, все такое, деньги лились рекой. Когда я пришла в газету, доходы были не такие огромные, гонорары актерам за эксклюзив уже были скромнее - в пределах тысячи долларов. Помню, Лена Ленина за свои откровенные фотографии (читай в голом виде) просила три тысячи долларов. Я была против - кто такая Ленина? Но, кажется, ей все-таки заплатили. Платили мы и другим персонам, безусловно, известным и знаменитым, каюсь. Такой был стиль работы желтой прессы…
Инициативу подхватило другое желтое и очень богатое в то время издание - журнал «Караван историй». Про расценки не скажу. Не знаю. Но одна известная актриса, хорошая моя знакомая, потупив взор, мне призналась: предложили такую сумму, от которой отказаться было невозможно. Некая Секридова сама рассказывала в какой телепрограмме, что продала «Каравану» историю своей связи с актером Жариковым за три тысячи долларов.
И пошло-поехало… Телевидение подхватило почин желтой прессы и взвинтило цены до такой степени, что бумажные сми тихо курили в сторонке. «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым платит своим героям миллион рублей и выше - смотря на степень откровения. Редакторы этой программы как-то хвастались в узком кругу, что купить могут любого: еще ни один актер не отказался откровенничать за деньги. Думаю, у Леры Кудрявцевой в «Секрете на миллион» гонорары сопоставимые с корчевниковскими. Хотя редакция берет с героев расписку о неразглашении суммы гонорара, информацию все-таки иногда вылезает наружу…
Но самое главное, актеры тоже вошли во вкус. Теперь они рта не раскрывают бесплатно, особенно, если дело идет о телевидении. Актер Пятков однажды признался, что его ставка - пять тысяч. Даже за одно молчаливое присутствие на телепрограмме. Знает кто-то артиста Пяткова?
Надо признать, журналисты тоже в долгу не остались. Они быстренько сообразили, что некоторым продюсерам, режиссерам и промоутерам позарез нужны публикации. И что дорога к рекламе через рекламное агентство издания - путь долгий и ненадежный. Поэтому некоторые театры напрямую платят журналистам за хороший отзыв о спектакле ( как правило, плохом, ведь хороший спектакль не нуждается в товарно-денежных отношениях!), приглашают их на просмотры и премьеры. Богатые театры и вовсе возят с собой прикормленных журналистов на зарубежные гастроли, а продюсерские центры - на международные кинофестивали. Натуральный, так сказать, обмен.
Наверное, в этом нет ничего особенного, это новый век и новая экономическая политика. Но помню, нас учили на журфаке, что брать интервью, писать репортажи и рецензии - это обязанность журналиста, за которую он получает заплату в редакции. А обязанности артиста - в том числе, раздача интервью и автографов.
Кстати, никто не знает, звезды за автограф еще денег не просят?
На фото: Геррит ван Хонтхорст «Концерт»