Наш Этуш

May 06, 2020 23:45



… Чем дольше я слушала людей, хорошо знавших Владимира Абрамовича, тем больше я понимала, что так мало знала его, так мало понимала! Хотя последние десять лет его жизни мы общались довольно много, вместе отдыхали, путешествовали, выпивали… У Этуша совершенно не было звездности, пафосности, так свойственной многим знамениты артистам. А уже народным, а уж вахтанговским! К этим вообще ни на какой козе не подъедешь. Этуш был доступным. Он охотно соглашался на интервью, если, конечно, оно не выходило за рамки приличия, он дружил с журналистами и  не относился к ним,  как к людям второго сорта. Он умел быть, как все. Хотя он был совершенно выдающейся личностью, я не говорю уже о  его блистательных актерских способностях. Сложный, прямой, иногда резкий. Но он был человеком, с которым хотелось быть рядом.
Удивительно, но очень похожие на мои чувства высказывали те, с кем я разговаривала про Этуша для своей книги «Наш Этуш». После ухода Владимира Абрамовича многие его друзья и коллеги обращались к Лене, его жене, с просьбой, чтобы она написала воспоминания о своем муже. Лена прожила с народным артистом последние почти 20 лет его жизни. Самые сложные его годы, потому что силы уже уходили, а желание работать и выходить на сцену - нет. Надо было найти компромисс, и Лена искала - и всегда находила. Поэтому Владимир Абрамович свои едва ли не лучшие театральные роли сыграл после 90 лет - случай в истории мирового театра поразительный.
Но Лена не хотела писать книгу о муже. Она мудро рассуждала, что книга воспоминаний о ком-то - это всегда в первую очередь рассказ о себе, и она решила, что лучшим выходом в этой ситуации будут воспоминания об Этуше всех тех, кто был рядом с ним. Не только на сцене и в кадре - но и дома, на даче, на отдыхе, в гримерке, на рыбалке, на концерте Мирей  Матье. В книге собралось более 30 эксклюзивных интервью - живых человеческих рассказов о планете по имени Владимир Этуш.
И я плакала вместе с Машей Ароновой и Юлей Рутберг, когда они рассказывали про  Этуша - и они тоже плакали. Я хохотала, когда Оля Тумайкина изображала, как Этуш принимал у нее экзамены у Щукинское училище. Я вместе с Аней  Дубровской вспоминала, как мы все готовили к выпуску спектакль «Потерпевший Гольдинер», и режиссер, педагог щукинского училища Анна Леонардовна утверждала, что не было в ее практике артиста более дисциплинированного, внимательного и послушного, чем ее бывший педагог и Учитель Владимир Этуш. Павел Евгеньевич  Любимцев мог бы написать отдельную книгу про Этуша - вся его жизнь была связана с этим человеком. А Людмила Чурсина и не скрывала, что роман с Этушем - волшебное приключение в ее жизни…
Жаль, что иногда человека узнаешь после его ухода.
Хотя я и до этого понимала , насколько огромен масштаб его личности.

PS Спасибо «Комсомольской правде» за память.
https://www.kp.ru/daily/27127/4211662/

память, с днем варенья, о друзьях-товарищах, театр

Previous post Next post
Up