А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!

Aug 11, 2018 02:39



А у нас дата!

45 лет назад, 11 сентября 1973 года по телевизору начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны». Поднимите руку, кто хоть раз да не смотрел этот фильм? Нет таких!
А между тем, Вячеслав Тихонов, наш народный Штирлиц, попал в фильм случайно. Автор сценария Юлиан Семенов хотел видеть в этой роли актера Арчила Гомиашвили. К нему, конечно, склонялась и режиссер фильма Татьяна Лиознова: у нее и актера в это время был страстный роман. Но как раз накануне утверждения ролей пара рассталась. Пробовались на роль Штирлица Олег Стриженов и Иннокентий Смоктуновский. Стриженов не смог отдать три года сериалу, он был востребован в театре. Смоктуновский не пришелся по душе режиссеру. Тихонова предложил кто-то из ассистентов. На пробах ему наклеили усы, они выглядел комично, и не понравился Лиозновой. Но что-то зацепило ее в тембре голоса актера, пробы повторили и Тихонов получил роль, после которой иначе как Штирлицем его никто не называл.
Роль безымянной жены Штирлица мечтала сыграть Светлана Светличная. Этого образа вообще не существовало в сценарии! На нем настоял как раз Тихонов: кто-то его знакомых работников КГБ рассказывал ему, что иногда нелегалам устраивали встречи с родными. Тихонов рассказал об этом Лиозновой - так появилась в фильме знаменитая сцена встречи Штирлица с женой. Светличная получила другую, очень хорошую роль влюбленной в разведчика немки, а роль жены предложили певице Марии Пахоменко. Она обладала идеальной внешностью красивой русской женщины. Но Пахоменко не захотела менять свой гастрольный график из-за одного эпизода - о чем жалела потом всю жизнь. Роль ушла актрисе театра Вахтангова Элеоноре Шашковой.
Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана.
Мюллера, шефа разведки гестапо, должен был исполнить Всеволод Санаев. Его утвердили на роль без проб! Но актер  в этот момент  был секретарем партийной организации Мосфильма и категорически отказался играть гестаповца! В результате мы получили гениального Мюллера в исполнении Леонида Броневого.
Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент снималась за границей.
Ну, и музыка. Микаэл Таривердиев написал к фильму 12 песен. Пригодились только две. Первым их исполнил Муслим Магомаев. И всё вроде утвердили, но Татьяне Лиозновой мешало некоторое официальное исполнение душевных песен ( я слышала исполнение Магомаева, мне очень понравилось, но режиссеру, как говорится, виднее!) Потом песни записали Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман и даже Валентина Толкунова.
Но Лиознова попросила спеть их Иосифа Кобзона. Он тоже исполнил их очень пафосно. Режиссер несколько раз просила перезаписать музыку. Кобзон послушно выполнял ее указания. И оба они в конце концов добились нужной интонации.
А теперь анекдот про Штирлица - а как без него?
«Штирлиц шёл по коридору.
Мимо прошла Кэт.
Двое гестаповцев несли за ней чемодан.
“В отпуск”, - догадался Штирлиц».

ностальгия, история кино, кинокумиры, с днем варенья, любимые фильмы

Previous post Next post
Up