Это пьеса Эрнеста Томпсона имеет совершенно волшебную судьбу.
Вроде бы незамысловатая семейная история, но уже столько лет пьеса идет с успехом в разных театрах мира , а одноименный фильм Марка Райделла вошел в сотню лучших фильмов Голливуда по оценке американской киноакадемии. Там, в фильме все сошлось: блистательный дуэт двух великанов Голливуда - Генри Фонда и Кэтрин Хепберн, участие в фильме дочери Генри Фонда Джейн, у которой, по ее признанию, в жизни с отцом были похожие сложные отношения. Фильм стал последним в биографии Генри Фонда - это добавило драматизма судьбе самого фильма.
Но я не о фильме. Я о пьесе. Любая драматургия стареет, если не внести в нее новые идеи и современные мысли. Невыносимо скучным будет даже "Гамлет", если поставить его по точным указаниям самого Шекспира. Не говоря уже о "Чайке" или "Дяде Ване" Чехова. "На Золотом озере" - пьеса трудная, поначалу даже скучная: приезжают на свою старую дачу у озера два глубоких старика, начинаются длинные разговоры о землянике, сломанной двери, строй дороге и гагарах. Едва промелькнет в этих разговорах проблема сложных взаимоотношениях отца и дочери, но до самого приезда этой дочери никакого сюжета в пьесе вроде нет.
Райделл в фильме держит первые сцены на невероятных красивых пейзажах озера. В спектакле театре имени Моссовета, например, Георгий Жженов много молчит - но на него и молчаливого смотреть одно удовольствие. Про другие громкие постановки этой пьесы ничего не скажу, но знаю, что имел успех спектакль Белорусского театра драмы с Ростиславом Янковским, а вот мои питерские друзья довольно сдержанно оценили постановку в БДТ ( с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили).
Вообще, после американского фильма надо быть героем , чтобы браться за эту пьесу. Кто не видел "На Золотом озере" 1981 года - очень рекомендую.