Ниже я процитирую фрагменты статьи (или поста) про ВУЗы. Цитирую выборочно, по следующему принципу. К сожалению, автор несколько смешивает свои наблюдения и свои мысли о причинах наблюдаемых фактов. Первое, на мой взгляд, самое ценное. Эти фрагменты я постарался экстрагировать из статьи. Насчет мыслей не знаю, что сказать. На вопрос "глупость или измена" (глупость или умышленное деяние) в такой глобальной теме трудно найти ответ. Думаю, что все сложнее, есть стихийные тренды, в которых власть не виновата. Но власть часто имеет реальную возможность сдвигать стихийно складывающееся равновесие в ту или иную сторону. Попыток улучшить ситуацию - да, не видно. Про сознательный злой умысел вопрос спорный. Еще хотелось бы пожелать автору подробнее раскрыть то, что написано в первом абзаце. Наиболее важные, с моей точки зрения, места выделяю болдом. Это то, чего я боюсь (точнее - часть того, чего я боюсь). Засим цитирую.
В систему высшего образования я попал случайно: пригласили почитать курс. Буквально через месяц я понял, что надо оттуда бежать. Нигде я не сталкивался с таким количеством подлости, зависти и лицемерия, как в вузовских коллективах. Но я остался, чтобы выяснить суть этой системы. И сделал для себя несколько важных открытий.
Недавно преподаватели Филфака МГУ написали Путину открытое письмо. Политика Минобраза, включая ЕГЭ, привела гуманитарное образование в России к катастрофе, констатируют они. Мой личный опыт это подтверждает.
Студенты не хотят учиться, преподаватели не хотят учить, и при этом обе стороны считают себя обиженными. Студенты обижены, что им дают "не то". Преподаватели - что им приходится учить "дебилов". Взгляд профессора Преображенского на обнаглевшего Шарикова - вот взгляд современного преподавателя на своего студента.
Типичный российский вуз устроен как антитеза обществу. Он работает по принципу парадокса. Он воспроизводит не просто инфантильную личность. Он воспроизводит асоциальную личность, не желающую делать ничего, что требовало бы усилий.
Вы спросите, каким образом это происходит? Очень просто. Коммерческих студентов (платников) отчислять не выгодно. Поэтому им разрешается делать буквально все: не учится, шуметь, наглеть с препсоставом. Я знаю случаи, когда оборзевшие студенты в открытую посылали преподавателей на три буквы, и те молча глотали. В вузовских туалетах валяются шприцы¸ пахнет "планом". По коридорам в вразвалочку ходят "самбисты", отстаивающие честь вуза на соревнованиях, а профессора жмутся к стенам.
Все это очень похоже на зону, где преподаватель выполняет роль политзека эпохи ГУЛАГа, который "за супчик" на ночь блатным сказки рассказывал. В такой системе образования учеба как вид деятельности автоматически получает статус изгойского. И вместо того, чтобы развиваться, студент в вузе морально деградирует и социально тупеет.
Следующее мое открытие состояло вот в чем: современный студент не хочет делать карьеру. Я долго не мог понять, почему: карьера при либерализме - это ведь святое. Мы даже в советское время хотели ее делать. А они не хотят. Ребята, почему? - задаю вопрос на одном из семинаров. Отвечают: - А зачем? И я не знаю, что сказать им дальше.
Студент убежден, что "нормальные" деньги и статус зависят не от профессионализма, а от сословной и клановой принадлежности. Что получают их тупые люди с купленными дипломами. Что ему в карьере поможет случай, и почти никогда - знания. Отсюда два простых вывода: 1) нужен только диплом, и учеба в вузе сводится к его постепенному выкупу; 2) карьеру без связей делать бессмысленно, а со связями - бессмысленно вдвойне. Как там говорил незабвенный Оскар Уайльд? "Если ты джентльмен, ты уже все знаешь, а если нет - знания тебе только вредят".
Выпускники вузов сегодня - это потенциальные лузеры с амбициями среднего класса. Это целая армия несостоявшихся юристов, психологов и менеджеров. И чем их больше, тем выше уровень социального напряжения. Ведь революции порождает не нищета (есть масса нищих стран без революций), а пропасть между ожиданиями и реальностью. Люди идут получать образование с надеждой на карьерную перспективу и высокую зарплату. А получают - скрытую безработицу, безденежье и безысходность.
Источник:
http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/12/13/1071326.html