На свободу отпущены все участники акции протеста в Минске, задержанные 19 и 20 декабря и приговоренные к административному аресту на срок от 5 до 15 суток. Всего после президентских выборов в Беларуси было арестовано, по разным данным, до 700 человек.
Артур Смирнов, «Немецкая волна»
Среди задержанных - не только те, кто имел непосредственное отношение к избирательной кампании или участвовал в акции протеста 19 декабря, но и просто случайные прохожие. Их объединили административные аресты, к которым суды приговаривали молниеносно, а затем изоляторы временного содержания (СИЗО).
На площади не был, но виновен
Двое героев этого материала вообще не были в месте проведения протестной акции 19 декабря по разным причинам. Тем не менее, оба провели по пятнадцать суток в изоляторах временного содержания: один - в Жодино, другой - в Минске на улице Окрестина.
30-летний Дмитрий Бондарчук из Гродно во время выборов был членом избирательного штаба кандидата в президенты Владимира Некляева. 19 декабря Бондарчук приехал в Минск и с 20.00 находился в офисе претендента на президентский пост на улице Немига. Там его и схватили в 1.30 ночи 20 декабря. По рассказу Бондарчука, сотрудники милиции приехали и задержали всех, кто находился в офисе Некляева, а затем устроили показательные видеосъемки, которые вскоре были продемонстрированы по белорусскому телевидению.
В отделении милиции, куда доставили задержанных, на Дмитрия Бондарчука составили протокол в связи с тем, что он якобы находился на площади, выкрикивал лозунги, о чем свидетельствовали сотрудники правоохранительных органов.
«Ночь, пока все оформляли, оказалась бессонной. Потом суд, и после того, как назначили «сутки», всех поместили в изолятор суда», - вспоминает Дмитрий.
По его словам, в небольшой камере, рассчитанной на три человека, находилось человек семь.
«Была страшная духота, кто-то из соседей начал терять сознание. Мы подняли шум, и только тогда они начали отправлять нас в «автозаки». В них мы ждали, пока выедем в Жодино», - рассказывает активист.
Случайные прохожие
33-летний Игорь Мацута с другом возвращался домой и был задержан в районе железнодорожного вокзала в Минске, что недалеко от площади Независимости, где 19 декабря проходила акция сторонников оппозиции. Дальнейшие события оказались для молодых людей полной неожиданностью.
По словам Игоря, сотрудники милиции в автобусе, который ездил по улицам около площади, выборочно задерживали пешеходов.
«Автобус набили людьми, после чего всех отвезли в райотдел Октябрьского района, где нам предъявили протоколы о том, что мы участвовали в несанкционированном митинге», - вспоминает Игорь Мацута.
В суде молодой человек не согласился с предъявленным обвинением, но все же был приговорен к 15 суткам ареста.
По словам Игоря, задержавшие людей милиционеры с самого начала отказались отвечать на любые вопросы, даже не пояснили, за что хватали граждан, и в чем их обвиняют. Из управления милиции людей отвезли в изолятор временного содержания, но ввиду отсутствия мест из-за переполненности помещений задержанными ранее, снова вернули их в райотдел. Сами же суды, по свидетельству очевидца, длились по полминуты на человека.
Страшные сутки
Игорь Мацута отмечает, что самыми тяжелыми были именно первые сутки после задержания. Как он рассказывает, в суде задержанные находились в так называемых «стаканах» - помещениях размером полтора на полтора метра, по семь человек в каждом. Причем арестованным пришлось стоять там целый день.
«Когда из суда нас перевозили в изолятор, в автозаке мы тоже часа три стояли на морозе. Нас покормили только на следующий день, то есть сутки мы не ели и не спали», - сказал Игорь.
Он отбывал арест в старом корпусе изолятора на улице Окрестина.
«Там нет ни кроватей, ни белья, ни матрасов. 15 суток мы провели на деревянном настиле, некомфортно, грязно. Кормили три раза в день какой-то так называемой едой», - делится впечатлениями вчерашний арестант.
Не по закону
По мнению Дмитрия Бондарчука, все ужасы последних дней стали возможны из-за того, что белорусская система не опирается на действующее законодательство. В Беларуси, считает активист, есть милиция, есть здание суда, здание прокуратуры, здание тюрьмы, но нет исполнения законов, по которым эти учреждения должны работать.
«Если бы они работали по закону, ничего такого страшного у нас бы не было», - резюмирует бывший узник жодинского СИЗО.
Жестокость силовиков
22-летний студент Макар, задержанный в районе железнодорожного вокзала в Минске, по решению суда провел в ИВС на столичной улице Окрестина десять суток. По словам Макара, около половины людей, сидевших с ним в одной камере, говорили, что не участвовали в акции, а некоторые даже голосовали за действующего президента.
По рассказу студента, при задержании сотрудники правоохранительных органов вели себя неоправданно жестоко. Макар вспоминает, как они били задержанных дубинками по голове, а потом закидывали в «автозаки».
«Условия содержания были ужасные, с арестантами не церемонились, слышалась постоянная брань, избивали всех подряд, даже если просто задавали вопросы», - отметил Макар.
Нарушения прав арестованных
Студентке Анне Шарубо 21 год. Она провела десять суток административного ареста за участие в акции 19 декабря в изоляторе временного содержания Минского района на улице Франциска Скорины, куда после оглашения судебных вердиктов отправляли исключительно девушек и женщин.
В этом ИВС, по словам Анны Шарубо, условия содержания далеки от принятых в цивилизованном мире норм. Например, в камерах содержалось намного больше людей, чем то количество, на которое были рассчитаны эти камеры. Была плохая вентиляция, в камерах было абсолютно душно.
«Хотя в первое время, наоборот, было очень холодно, было невозможно спать и даже просто там находиться», - рассказала студентка.
По ее словам, содержавшихся в этом ИВС девушек и женщин в первые дни изоляции не выводили на прогулку, кроме того им предоставлялось плохое питание.
«Бывали случаи, что давали вчерашние котлеты, которые уже кто-то раскромсал, и девочки не ели эти котлеты, а резали на мелкие кусочки, чтобы на следующий день не давали те же самые», - говорит активистка.
Кстати, в правилах содержания в ИВС прописано, что изолируемым полагается трехразовое питание, однако, по словам Анны, в первые дни не было завтрака, арестованных кормили только два раза в день.
«Несколько вечеров подряд после ужина не давали чай», - отметила Анна Шарубо.
Испытания транспортировкой
Как рассказала Анна, задержанных несколько раз перевозили в разные места в переполненных клетках «автозаков», где невозможно было даже повернуться. Тем не менее, люди были вынуждены находиться в таких невыносимых условиях по несколько часов. То же самое было и после суда, когда людей также запихивали в настоящие маломерные «автоклетки» перед тем, как доставить в изолятор.
Очередной арест
Однако аресты сторонников оппозиции не прекращаются. Утром 3 января к десяти суткам административного ареста судом Московского района Минска приговорен общественный активист Павел Юхневич, задержанный в своей квартире утром 31 декабря. Ему инкриминировали участие в несанкционированной акции 19 декабря. Три дня до суда Павел Юхневич провел в изоляторе временного содержания на улице Окрестина в Минске.
www.ximik.info