Давненько меня никто так не воодушевлял и не вызывал такой симпатии, как
Ян Гейл - датский архитектор, присутствовавший недавно на первом урбанистическом форуме в Москве.
Ян дал
интервью Афише, и еще одно
The Village.
Ходят слухи, что его пригласят заниматься развитием велотранспорта в Москве в 2012. Было бы круто.
Про общество и городское пространство:
>> В обществе, где люди все более замыкаются в своих домах, машинах, офисах, торговых центрах или перед компьютерами, общественная сторона жизни постепенно угасает. Крайне важно делать города такими, чтобы горожане хотели и могли в них запросто встречаться - видеть, слышать, соприкасаться друг с другом.
>> Мы, например, работаем сейчас с Лондоном и Нью-Йорком, и проблемы более или менее везде одинаковые - к людям паршиво относятся.
>> У нас же теперь «общество досуга», у всех много свободного времени. Все путешествуют. Они были в Венеции, Флоренции, Турции, возвращаются домой и говорят: «Эй, а почему у нас нет уличных кафе? А почему нет милых площадей? Мы что, должны ездить гулять в Париж?»
>> Я работал в других городах, которые также были построены по заветам советских планировщиков, в Прибалтике например. Надо сказать, это просто ужасная система, в которой людей загоняют под землю, а приоритет дают автомобилям. Тоннели, давайте рыть тоннели! И спрячем там людей, чтобы они не мешали машинам.
>> И тогда мы начали думать о том, что главное - не здания, а то, что между ними.
Про движение:
>> Люди перестали двигаться, сидят сиднем и умирают.
>> В конце концов, нам нужно не только передвигаться, но и двигаться, иначе мы попросту умрем.
Про велосипеды и транспорт:
>> Велосипеды - это общественная жизнь. Когда горожане едут по улице на велосипедах, то вокруг видят много людей. А когда на машинах - железа.
>> Я серьезно: в ближайшие 20 лет максимум нефть станет настолько дорогой и останется ее так мало, что мы станем свидетелями революции в транспорте. Так что давайте прощаться с бензином уже сейчас.
>> Города вернутся людям: в них снова будет приятно ходить пешком, гулять, ездить на велосипеде. Наступит расцвет общественного транспорта, особенно метро. И это будет по-настоящему интеллектуальная транспортная система, гораздо лучше сегодняшней. Велосипеды станут частью этой системы.
>> Будущее за электромобилями - возможно, вот только откуда мы возьмем сколько электроэнергии? Так что я думаю, в будущем нам придется отказаться от личного транспорта совсем. Останется только общественный.
>> И дело не в том, чтобы просто убрать автомобили. Если люди начнут больше гулять и больше времени проводить в городе, им захочется меньше ездить.
Про отношение:
>> Я начал работать в 60-х,и однажды к нам пришел девелопер, владелец куска земли, которому город сказал, что он должен построить на нем жилой комплекс. И он пришел к нам и сказал: «Я христианин и хочу сделать людям хорошо». У нас была прямо паника: он сумасшедший, наверное, что это вообще должно значить - хорошо для людей?
>> Однажды мы за одну ночь построили детскую площадку, без всяких разрешений. Собрали деньги на нее по разным архитектурным организациям, институтам, фондам, журналам. Когда приехали мэр и полиция, на ней уже было полно детей, а вокруг - телекамеры, и сделать было уже ничего нельзя.
>> Может быть, наберется 250 хороших дней для велосипедов и 100 плохих. Весь вопрос в том, на чем фокусироваться: на хороших днях или на плохих.
>> В любом случае я с удивлением и ужасом наблюдаю, как мало вокруг дискуссий о нашем будущем. Большинство мегаполисов по-прежнему не задумываются о том, как будут жить в постнефтяную эпоху.