1. Учитель - это прежде всего, хороший рассказчик. Вы можете представить себе ребенка, который был бы заинтересован в науке в чистом виде? Я вот - нет. Любая тема - в особенности если что-то объясняешь мелкому - нуждается в живых и наглядных примерах.
Возьмем биологию - скучнейший предмет: я имею в виду школьный курс, а не науку в целом. Согласитесь, все эти пестики-тычинки, инфузории-туфельки и прочая живность без красочного комментария утомят кого угодно. А вот я - любила биологию. Исключительно благодаря педагогу - веселой, остроумной, находчивой Лидии Николаевне, которая из каждого урока делала конфетку. Много позже я разгадала ее секрет: она была интересна сама по себе - и за пределами классной комнаты. Много увлечений, путешествия, семья, самообразование: нам, школьникам - здорово с ней повезло. Помню, в учебник я почти и не заглядывала - а зачем? Лидия Николаевна и так все доступно излагала.
2. Если у педагога нет энергии - плохо дело. Спят все, включая мух и самого педагога. Энергичность - это то, что невозможно искусственно сгенерировать: она либо есть либо нет. И это чувствуется моментально. Улыбка, настроение, легкая походка, взгляд, манера говорить - именно это задает тон уроку, а не погода утром и степень готовности ученика. Когда я училась в шестом классе - дело было на Камчатке - у меня была чудесная историчка. Представьте себе: она заходила в класс и словно освещала его своим присутствием. Эта худенькая невысокая женщина с копной кудрявых волос мотивировала меня на учебу лучше, чем все пятерки на свете. Думаю, я подсознательно стремилась ей соответствовать: все успевать, быть бойкой и сообразительной. При этом ее нельзя было назвать превосходным оратором, а вот большой умницей - вполне.
3. Требовательность. То, что Пугает и дисциплинирует одновременно. Это качество абсолютно необходимо учителям иностранных языков. Если ребенка не заставлять учить слова, тексты, конструкции - он в какой-то момент обязательно расслабится и потеряет "форму". Не верю в истории успеха из серии - язык давался сам собой. Это лукавство. Полиглотов в природе - единицы, на самом деле язык всегда - всегда!!! Требует упорного труда. Просто кому-то учеба дается легче, кому-то - труднее, но без усилий язык не выучишь никогда. С учителями по английскому мне не везло категорически. А вот моему мужу - повезло сразу и на всю жизнь. У него была железная тетка-англичанка, которую - по его словам - ненавидела вся школа. Она нещадно лепила двойки, заваливала домашкой и спрашивала так, что тряслись коленки. Зубрили не просто много, а очень много. Но у моего мужа по сию пору превосходный английский, который он получил в средней школе безо всяких репетиторов и дополнительных занятий. По-моему, лучший комплимент педагогу.
4. Интерес к детям. Подозреваю, что этому не учат ни в одном пед вузе - собственно, также, как энергии и личной притягательности. Но именно таких учителей - искренне заинтересованных в своих подопечных - я считаю педагогами от бога. Таким был наш физрук - Олег Сергеевич. Я могу забыть абсолютно все имена и фамилии, но его имя в моей памяти останется навсегда. Он был самым заметным в школе - в прямом и переносном смысле: рост - под два метра, потрясающая открытая улыбка, и какой-то невероятный совершенно подход к педагогике. Он - не учил, а именно воспитывал, и относился к детям, как к своим собственным. Представляете? Это какой широты должна быть душа или даже не знаю как лучше сказать... Внутренняя организация что ли)), чтобы сопереживать, вникать, общаться с каждым... Мы и до сих пор с ним иногда общаемся - в контакте)), Олег Сергеевич периодически поздравляет с праздниками и спрашивает, как там карьера: раньше следил за моими репортажами в новостях. И мне всегда это было очень приятно и немножко удивительно. Я тоже временами просматриваю его профиль и каждый раз думаю, насколько все-таки человек на своем месте: постоянно - среди детей на каких-то сборах, соревнованиях, в походах. Я вообще не фанатка всего этого дела, да и по физре никогда не была первой - в том числе и по росту)), а вот на школьный волейбол всегда ходила с удовольствием - потрындеть с ироничным и все понимающим физруком))
5. Внешность. Вот верите - очень сожалею, что не было у меня училок-красоток, на которых хотелось бы глазеть и равняться.
Все мои учителя были классическими классными дамами - то есть ничего особенного внешне из себя не представляли. С интересной внешне (да и не только внешне, но сейчас о внешности) училкой я познакомилась совсем недавно: мы сошлись на почве материнства и довольно часто общаемся. Так вот. Впервые в своей жизни (а не в кино)) я увидела женщину-педагога, которую действительно волнует, как она выглядит. Перед тем, как идти в школу, она в деталях продумывает свой образ - вплоть до цвета помады: у нее целая коллекция от шанель - не кот чихнул). Она часами может рассказывать про свои комплекты - с юбкой-карандаш, тем бирюзовым платьем или вот этим брючным костюмом. И действительно все подобрано безупречно и выглядит стильно - в этом я убедилась лично, побывав у нее в гостях. Впрочем, будем справедливы: хороший вкус не изменяет ей и на прогулках. Могу себе представить, что творится в классе, когда она выгуливает очередной лук))) не уверена правда, что эффектная внешность помогает сосредоточиться, но в том что ходить на такие уроки приятно - я не сомневаюсь))
Как видите, у меня в жизни было много хороших педагогов, которым я искренне благодарна. А вам везло на учителей? За что вы их ценили больше всего?