Муж вообще сначала не понял, зачем мы туда едем во второй раз - да еще в такую погоду. Что за странный энтузиазм - тащить ребенка в дождь и холод ради сомнительной прогулки? Вопрос справедливый, но я ужас как не люблю бросать дела на полдороге. Тем более, что обычно это плохо кончается: изведу себя и других - почему не поехали, хотя могли. Со мной трудно, это правда.
И вот мы снова на месте. И знаете что? Приезжать второй раз еще приятнее, чем в первый: ты уже представляешь, что и как, и расхаживаешь по местности с видом знатока. В этот раз, правда, гулять не слишком-то и хотелось: к музею мы пришли промокшие насквозь и сразу побежали под крышу. На пороге нас встретила молодая женщина: вся в черном, с темными волосами - вполне себе образ для музейного смотрителя)
С ходу сообщила радостную весть: света в музее нет - и до вечера не предвидится. Ну думаю, капец.... Что мы там вообще разглядим? Тем более что плату за вход никто не отменял, и меня вовсю душила жабка: Как же так? Света нет а деньги берут? И зря дорогуша квакала. Но обо всем по порядку.
Едва мы вошли, женщина тут же начала рассказывать обо всем, что связано с музеем в целом и Довлатовым - в частности. Приятный голос, хорошо поставленная речь, знание вопроса - в общем, умница в захолустье. Классический сюжет для литературы и совершенно уникальный - для обычной жизни. Узнали много интересного про дом: его построили аж в 1902!! году, здесь сменилось несколько хозяев, последняя домовладелица - некая Вера из Москвы - жила здесь до 2010 года. В этом месте моя челюсть со звоном упала на доски, потому что я вообще не представляю, как в таких условиях можно жить - полагаю, до условной реставрации вода с потолка во время дождя хлестала ведрами.
Оказалось, Вера водила своего рода экскурсии по дому и вела дневник, в котором подробно описывала личные впечатления от общения с приезжими. Публиковать свои записки, кстати, наотрез отказалась. А вот с домом после недолгих переговоров рассталась: и правильно сделала, находиться в нем и дальше было просто небезопасно.
Я уже говорила о том, что дом особым образом укрепили: благодаря массивной металлической конструкции он как бы висит в воздухе. Подлатали и крышу. И планируют дальше его сохранять - насколько это возможно. По этой причине внутри одновременно могут находиться максимум пять человек - чтобы все это дело не обрушить. Не пускают и в комнаты: полы слишком слабые, и нам приходилось всматриваться в экспозицию издалека.
Впрочем, ничего особенного там и не было: ну, пара кроватей по стенам, ну, стол с тарелками, забытая на гвозде кепка.
Единственное, что меня смутило - телевизор, он был явно не на своем месте. И вообще, сильно сомневаюсь, что тогда на селе такого рода техника была в порядке вещей.
В остальном - как и писал Довлатов - из всех щелей сочилась бедность и запущенность. А многие и сейчас так живут, - заметила наш экскурсовод. Однако Больше всего меня поразила высота потолков: чуть больше двух метров. Учитывая, что Довлатов был выше моего высокого мужа - а у Андрюхи рост 1. 85 - могу себе представить, как ему было неуютно. Но поскольку писатель был человеком общительным, да и вообще - дело было летом, домой он приходил только ночевать.
Довлатов жил здесь всего два сезона - в начале семидесятых. Он вполне мог позволить себе "палаты каменные", но сельский быт его привлекал гораздо больше. Тем более, он любил выпить - а лучшей компании, чем Толян из дома напротив было не сыскать.
Толик кстати и поныне - живет и здравствует по тому же адресу. Держит собаку Викулю. Скандальная надо сказать особа:
Самого Довлатова в Заповеднике не любили - прежде всего, за острый язык. Во время экскурсии он вполне мог сказать влюбленной парочке, державшейся за руки: Молодые люди! Сексом у нас занимаются не здесь, а вон в тех кустах) однако туристы при всем том слушали его раскрыв рот и многое прощали. Только Довлатов мог читать стихи Есенина - вместо положенного по программе Пушкина - чтобы закончить декламацию словами: видите, как много общего было у этих поэтов!
Кстати, общее нашлось и у меня с экскурсоводом: оказалось, у нее тоже дочь-двухлетка - на две недели младше Сони. Мы поболтали с ней про девчоночьи капризы и развитие речи: ее дочка говорит примерно столько же слов и такая же серьезная при посторонних.
Вот такая у нас получилась поездка. Я кстати сейчас очень жалею, что не написала благодарность в книге отзывов. Будем считать, что это все моя мамская забывчивость)