Фотограф Валерий Плотников по духу скорее ленинградец, чем петербуржец - с такой теплотой он говорил о городе своей молодости. Беседу с журналистами и блогерами он начал именно с воспоминаний. Ленинград - в особенности, его центр - всегда был для Плотникова местом силы. Ходить по "броду" - так назывался отрезок Невского от Фонтанки до Екатерининского канала - всегда было излюбленным занятием. Ведь когда-то на прогулке запросто можно было встретить живого Бродского - и поздороваться с ним, как со старым знакомым.
По рассказам Плотникова, тогда звезды были намного ближе, чем сейчас. И вот во время одной из таких прогулок будущий мастер портрета решил, что хочет стать фотографом, справедливо рассудив, что живописный портрет все же не так нагляден, как фотоснимок - и именно фотография поможет сохранить любимых актеров и режиссеров в народной памяти такими, какими они были на самом деле.
Небожители сцены и экрана почти всегда легко давали своё согласие на съемку - со многими Валерий Плотников был знаком лично. С кем-то водил дружбу ещё со школы - например, учился вместе с Михаилом Шемякиным, в институте появились новые знакомства, которые позже также переросли в крепкую дружбу. Одним из любимых персонажей для съёмки был Кеша. Так Плотников обращался к Иннокентию Смоктуновскому. Всегда собранный, пунктуальный, вежливый и невероятно артистичный - настоящий гений, с которым было очень комфортно работать. Охотно шёл на любые эксперименты. Однажды Плотников попросил Смоктуновского отпустить бороду - тот дал согласие и на три месяца забыл о бритве. А все - ради одного-единственного кадра:
Офф: переснимать фотографии, как вы понимаете, дело неблагодарное: все адски бликует и... Слишком высоко висит: я как ни вытанцовывала перед портретами - все равно получала искажение. В действительности все выглядит более гармонично.
Далеко не все звёзды любили сниматься - некоторые на дух не переносили "холодного глаза" камеры. Шостакович, Антониони - в том числе. Перед последним Плотников преклонялся как перед выдающимся режиссером. Знаменитый на весь мир итальянец бывал в России и - тоже позировал ленинградскому фотографу. Ну, как позировал - позволял себя снимать. Для советского репортера это было верхом профессиональной удачи - заполучить снимок Великого и Ужасного. Да ещё - смеющегося: Антониони, который на публике был довольно сдержан - на фото авторства Плотникова - улыбался. Невиданное что-то.
Высоцкий. Володя. Кумир миллионов. Когда-то именно он привёл Валерия Плотникова в Театр на Таганке и познакомил его с местной богемой. Пожалуй, богема - это очень правильное слово, потому что мир Таганки был довольно-таки закрытым местом для "посвящённых". Фотограф и актёр подружились: актёр довольно часто перевоплощался в образы, предложенные Плотниковым, многие из которых стали настоящими "хитами" в советской прессе. Вот, например, знаменитая карточка "Марина и Владимир на Кубе" - то есть на кубе. А иностранцы перевели буквально - так получилась Куба. Есть ещё кадр, где Марина Влади поправляет волосы Высоцкому: невероятно трогательный и, пожалуй, интимный - с такой нежностью смотрит на свою Марину в этот момент Высоцкий. А кадр стал достоянием публики.
Бывали и трудные съёмки. Так вышло с Довлатовым в Америке. Это - последняя фотография писателя, который вскоре ушёл из жизни. И вот это состояние - усталости, даже отрешенности - Плотников хорошо уловил. "Человек перед уходом чернеет", - пояснил нам фотограф, имея в виду глубокие тени под глазами и общий настрой. Во взгляде будто читается: давайте быстрее покончим с этим и разойдемся, я безумно устал.
То, что сам Плотников продолжает "гореть" за камерой - очень заметно. Для него памятен каждый портрет, о каждой своей работе он может говорить часами - так же, как и выстраивать кадр. Как мне показалось, в его снимках больше постановки нежели спонтанности, впрочем, и сам автор признавался, что продумывал тонкости композиции и света заранее.
Всегда старался действовать профессионально и наверняка - чтобы получить на выходе блестящий снимок. Говорящий. Живой.
Ещё я бы отметила особую эстетику кадра. Помимо разных художественных вещей, в которых я не слишком разбираюсь, а могу лишь чувствовать интуитивно - все модели Плотникова очень красивы. Любой из портретов, представленных на выставке, мог бы украсить обложку журнала. Запросто. И таких обложек в его профессиональной биографии было миллион.
Среди популярной молодежи фотограф выделяет немногих. Козловский, Боярская, Раппопорт - с этими актерами он работал и получил настоящее удовольствие от процесса. Особенно выделил Ксению Раппопорт - она покорила мастера своим профессионализмом. Список, конечно, не большой, но Плотникова это совершенно не смущает - за количеством "звёзд" он никогда и не гнался.
Рада, что мне удалось побывать на выставке и познакомиться с творчеством большого мастера, фотографа с четко выраженным собственным стилем и - что особенно важно - личностью. Человеком, который способен почувствовать и просчитать характер любого, кто окажется перед объективом его камеры, даже если это фигура масштаба Высоцкого или Тарковского, выделить главное и воплотить это в снимке. Ведь, по большому счету, именно благодаря умению видеть просто фотография и становится искусством.
Выставка Валерия Плотникова открылась на Конюшенной площади, 2. Будет работать до февраля. Фразу в заголовке придумала не я, а поэт Андрей Вознесенский.)
Благодарю
spbblog за приглашение.