В погоне за солнцем

Feb 17, 2014 14:01

Рассказ с картинками о том как я провел новогодние каникулы.

Второго января рано утром завожу автомобиль и еду на ЖД вокзал Новосибирск-Главный встречать приятеля. Город спит, праздничные дни в самом разгаре. На дорогах минимум машин и ни каких пробок. Поезд не опаздывает, это хорошо. За короткий световой день нам нужно добраться до Телецкого озера в посёлок Яйлю. Рюкзаки Михаила загружаем в уже порядком забитый багажник, заезжаем ко мне, пьём чай и около 8 утра выдвигаемся в Горный Алтай.

Трасса М52 "Чуйский тракт" сравнительно свободна, уже к обеду добрались до Горно-Алтайска. В городе у Миши запланирована встреча. Пока ожидаем человека, я прогуливаюсь по центральной площади Горно-Алтайска, где сооружен ледяной городок.

Разглядываю снежных этнобогатырей.




Борцов-великанов.



Гигантских лучников.



Во второй половине дня следуем дальше. Проезжаем несколько деревень, мост через Бию. Перед речкой Тулой сворачиваем налево. Сумерки настигают нас в районе Бийки, в Яйлю попадаем уже в полной темноте. Гостевой дом полностью занят. Ощущается Телецкое озеро, в темноте слышен шум прибоя. Проходим обязательную регистрацию, так как находимся на территории Алтайского государственного заповедника. Жарко натопленная контора заповедника, персональные данные заносят в журнал, платим символические взносы и на свежий воздух. Теперь наша задача найти жильё. Поселок уже наполнен приезжими. С трудом находим пустой дом, но молодой хозяин не сразу соглашается пустить постояльцев. Объясняем, что кроме нескольких часов сна в тепле, нам ни каких удобств не требуется. В итоге парень соглашается. Как выяснилось позже, причина нежелания заработать на приезжих крылась в банальном беспорядке, царившем в доме. Но это нас не смутило.

Проснулись рано, ещё темно. На слух понятно, что изменился звук прибоя. Теперь он стал глуше, слышен шелест льдин. Это хорошо. Задача поездки на Телецкое как раз и состояла в том, что бы снять пограничное состояние. Пору, когда на озере встает лед. Телецкое полностью замерзает не каждый год, но образуются забереги. Затем господствующие ветры и прибой ломают лед, и все повторяется сначала. Вот и сейчас лед принесло из залива Камга. Светает, выходим на берег и занимаем позиции с видом на восход.

Несколько минут волшебного света.



Льдины гасят прибой.



Ледяные скульптуры созданные прибоем.



Гуляем вдоль по берегу озера.



И по посёлку.



Вечером забрались на перевал Клык.



Отдохнув денёк на курорте Яйлю, побродив по берегу озера и вокруг поселка, загорев лицом и спарившись в пуховике, выдвигаемся назад в Горно-Алтайск.

Остаток дня решаем посвятить Бие, проехав вдоль реки до Артыбаша.



Сезонный мост в Кебезени.



Сумерки над Бией.



Поколесив вдоль Бии, ночуем в местечке Кокаиха.



На следующий день погода испортилась, на весь день погрузились в серое уныние затяжного снегопада



Мелкий снег сопровождал на всем протяжении дороги до Горно-Алтайска, вдоль нижней Катуни, на перевалах и за перевалами и по всей Чуе до самого Курая.



Не единого луча солнца, ни одного просвета в облаках.



И только в долине Курая, куда мы добрались уже вечером, показались немногочисленные звезды. Опыт подсказывает, если преследует непогода, выход один - Чуйская степь. Вот и сейчас решили с утра выдвинуться к Красной Горке и далее по окрестностям вдоль Чаган-Узуна. В тех местах отсутствие солнца редкость.

Хорошо зимой, можно рано не вставать. Рассвет только в 9 часов, да и время на зиму не перевели. Но и по темну видно, небо над Кураем чистое, а на западе, где-то над Акташем затянуто облаками. Рассвет зимой в Курае без лучей солнца, так же как и летом. Горы со всех сторон закрывают котловину. Разница в том, что летом светило восходит из-за Курайского хребта, а зимой поднимается над массивом Сукор. И только осень в конце сентября - начале октября период, когда солнце восходит в месте, где понижается линия гор. Бутылочное горлышко, что соединяет Курайскую долину с долиной Чуйской. Вот тогда бывают моменты, когда вспыхивают снега Северочуйского в розовых лучах восхода. А ниже снеговой линии подхватывает этот свет еще не облетевшая лиственничная тайга. Золотится солнце и полыхает в его лучах рыжее одеяние гор.

Дождались все-таки первых лучей запоздалого солнца.



Свет уже резкий, контраст большой, высоко поднялось светило. Фотограф натура привередливая, необходим ему свет, но не абы какой, а мягкий с полутонами.



Что ж, едем искать счастья вверх по Чуе.

Вокруг красота! Температура воздуха тридцать пять градусов. Светит солнце, тишина и безветрие. Но, как говорится, есть небольшой минус перед цифрой 35.

Из ущелий Курайского хребта медленно поднимается туман.



А вот и село Чаган-Узун, начало Чуйской долины. Переезжаем по мосту через Чую, минуем село и движемся далее вдоль левого притока, одноименной реки - Длинный Чаган.



Снежный покров не велик, 5-10 сантиметров, встречаются первые перемёты. С разгону пробиваю дорогу в заносах. Впереди неприметная ложбина, заровненная надутым снегом. Машина какое-то время едет по твердому насту, но снег не выдерживает тяжести, и колеса проваливаются по мосты. Включаю все блокировки. Это только усугубляет ситуацию. Колеса фрезеруют слежавшийся снег и автомобиль проваливается дальше, по самые пороги. Выхожу, черенком лопаты измеряю глубину снега - до метра. 15 минут попеременно орудуем лопатой, выбрасывая снег из под днища. Крузер осаживается, колеса цепляют каменистый грунт, наконец выезжаем задом. Держим путь вдоль ложбины в поисках меньшей глубины снега. Находим такое место, переезжаем и берём направление на "Марс". Впереди очередной перемет, потом ещё и ещё. Летом этим канавкам не придаёшь ни какого значения, а зимой они превращаются в коварные ловушки. Намахавшись лопатой решаем отдохнуть. Внизу снег тяжелый, слежавшийся, вперемежку с пылью.

Оглядываюсь вокруг.



Причудливый иней на низкорослых колючих кустах.



Сияет на солнце заснеженный Курайский.



Наша цель, Кызылчин под вопросом. Стоит ли тратить силы на её достижение, если вокруг всё бело? Красные скалы, белые, бордовые или зелёные глины, все покрыто снегом. Справа массив Сукор, решаем подняться выше. От поселка видели следы Уазика, ведущие вверх. Едем по следам, постепенно поднимаясь к подножию горы. По пути ни одного перемёта, колея проложена по открытым склонам, откуда сдуло снег. Вот впереди показалась пастушья стоянка. Вверх по крутому склону уходит отара овец, виден пастух. Он присел на скале и разглядывает нас в бинокль.

Объезжаем ложбину засыпанную снегом и останавливаемся недалеко то хижины.



На шум мотора из приоткрывшейся двери дома высовывается любопытная детская голова. Затем дверь открывается и на пороге появляются двое алтайцев, мужчина и женщина. Мужчина подходит к нам и приглашает зайти в дом.

Его зовут Илларион, он крещенный, православный.



У алтайцев нет такого имени, и выговорить такое слово им трудно. Поэтому назвали его Алый, по-видимому трансформация уменьшительно-ласкательного Ларя. Моего деда тоже звали Илларион, деда Ларя.

Хозяин явно рад гостям. Приглашает выпить. Череда праздников, без этого ни как. Вежливо отказываемся от водки, но соглашаемся на чай. Пока хозяйка разливает в пиалы чай с молоком, чабан рассказывает о себе, о житье-бытье. Служил в армии, в самой Москве. После демобилизации работал в милиции. Спроси любого в округе, все его знают.

А теперь пасет овец, говорит, что это занятие намного спокойнее.



Сегодня сын погнал отару на выпас, а он остался с женой и внучкой на хозяйстве.



В избушке отгорожен угол для ягнят, посредине стоит круглый стол, нары по стенам, в углу большая кирпичная печь. Хозяйка добавила кизяков в огонь и постепенно комната наполнилась приятным теплом.

Устраиваем небольшую фотосессию с хозяевами, ягнятами и телятами.







Прощаемся и благодарим за гостеприимство.



Возвращаемся до посёлка, переезжаем по мосту через Чую, минуем ручей Тыдтуярык и заезжаем на Красную горку. В ожидании заката бродим по окрестностям.



Внизу виден кемпинг ”Туярык”, но дорога до него заметена. Подъезжает ”Делика”, знакомимся с хозяевами лагеря. Александр приглашает вечером на чай. Принимаем приглашение, ставим штативы и ждем действа. Нужно отметить, что закатный свет в горной местности бывает столь же редко, как и восход. Так и есть, скоро светило зайдет за гору, а окружаюшие холмы погрузятся в тень. Довольствуемся просто низким солнцем, длинными тенями и проявившемся рельефом на склонах гор.



Садится солнце и одновременно чувствуется мороз. Без солнечной подпитки сразу становится некомфортно. Ночью в этих местах полтинник обеспечен. Садимся в машину, спускаемся к тракту и мчимся в долину Курая вдогонку потухающему свету, за призрачной надеждой застать розовый луч заката. Но высок Северочуйский, и Курайская долина также погружается в тень. Усталость берет свое. Едем в Кызыл-Таш до гостевого домика, там тепло, можно отдохнуть и подкрепиться.

Утро следующего дня. На термометре -45С. Антигель в топливе и Вебасто сделали доброе дело. Короткий чирк стартера и мотор ожил. Скоро из-за гор выйдет солнце. Вещи и рюкзаки из натопленного гостевого домика быстро перекочевали в машину. Скорее. Два километра до родников ”Дочки Курайки” с включенным предпусковым подогревателем, на первой-второй передачах. Мороз даёт себя знать, загустела синтетика в мостах, раздатке и коробке. Вот уже и беседка в тумане, стоп. Фотоаппарат на штатив, из машины к болоту, где бьют ключи, и клубится пар. Несколько раз проваливаюсь в болотную жижу, но спасают Соломоны. Прав был продавец, не промокают. Сапоги моментально обмерзают и превращаются в пудовые гири на ногах. Тыкаю штативом в ледяную корку на болоте, ищу твердое место. На ножках штатива намерзают причудливые колобашки, увеличивают площадь опоры. Выходит солнце. Нахожу точку съемки, ещё одну, правее, левее, ниже, выше. Ух, снято! Всё, выхожу на твердую поверхность и отбиваю о камни ледяной бетон с обуви и штатива. Назад к машине. И тут сюрприз. У автомобиля каменный руль и красный как кровь снег от декстрона. Не выдержал и лопнул шланг гидроусилителя руля. Ладно, не самая большая потеря. Настроение не испорченно. Курай подарил лес в тумане, мороз и солнце.

Прекрасный сюжет, к которому я давно стремился.



Туманная завеса тает в лучах восходящего солнца.



Для ремонта нужен теплый бокс, значит в Акташ. Медленно выезжаю на трассу. Проблема вывернуть в нужном направлении. Без гидроусилителя замерзшую подвеску на месте не провернуть. Поэтому следуем в противоположном направлении и по дороге находим место, где возможен разворот не останавливаясь. Сорок с небольшим километров со скоростью сорок километров в час и мы в Акташе. Но, поджидает неприятный сюрприз - СТО не работают, а какие открыты отвечают категорическим отказом предоставить теплое помещение. Праздник и баста! Слов нет. Цензурных, по крайней мере. Но мир не без добрых людей. Мои эпитеты в адрес автосервиса были услышаны сверху. Вышедший из соседнего магазина дядька, увидев докапывающий из-под капота декстрон, рекомендовал ехать в пожарку и даже позвонил начальнику. На что начальник ответил, чтоб мы смело ехали туда, мол, и без команды пустят. Пожарка совмещает функции МЧС. Дежурный, действительно, тут же вошел в наше положение, открыл ворота, выгнал свою машину и запустил нас. Между двух пожарных машин при непосредственном участии пожарника я меньше чем за час поменял шланг гидрача.
Честь и хвала МЧС!

В Акташе -25, тепло. Здесь на небе низкие облака с редкими просветами, сквозь которые робко пробивается солнце.

Решаем постепенно возвращаться домой.



На остаток дня запланировали не спеша доехать до Ини, где и заночевать. По дороге делаем частые остановки, спускаемся к реке. Но, ни чего не поделаешь, нет солнца, нет кадров.

И только изредка, сквозь разрывы облаков, светило раскрашивает скалы в теплые тона.



Уже под вечер, у места слияния Чуи и Катуни чувствуем, что небо на северо-западе слегка посветлело. Стремимся туда, и на обрыве катунских бомов делаем несколько кадров с чуть розовеющим небом.

Еще немного и заходит солнце, спускаются длинные зимние сумерки.



Возвращаемся в Иню. Останавливаемся в старой деревянной гостинице, что вероятно является ровесником первого подвесного автомобильного моста через Катунь, тоже деревянного.



Погода следующего дня не радовала солнцем, как и днём предыдущим. Всё же утром небо на Юго-Востоке чуть окрасилось в теплые тона.



Утешение было недолгим, несколько минут рассвета и вновь хмурое небо продолжает править бал.



Мы успели к рассвету, встали рано и ещё по темну приехали к слиянию Чуи и Катуни.



Дальнейшая дорога домой прошла под мелким снежком. Редкие машины на Чуйском тракте, да поземка змеится по асфальту.



Солнце вновь встретило нас только за Бийском, где-то на Бийско-Чумышской возвышенности.



Январь 2013г.

зима, Курай, d4, x100, Чуя, ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ, Катунь, Чуйский тракт, Рассвет, Кызылчин, s5pro, Алтай, бом, закат, Бия, погода

Previous post Next post
Up