МЕНТОВСКИЕ ВОЙНЫ ПО-ОРЛОВСКИ

Dec 09, 2008 15:34



Каким-то странным образом, но в Орловской области при начальнике управления внутренних дел В. Колокольцеве, по мнению наблюдателей, началась какая-то непонятная борьба… нет, не с оргпреступностью или коррупцией, хотя ради объективности стоит отметить серьезные движения в этих направлениях, а с подразделением управления - отделом собственной безопасности. Только за 2007 и неполный 2008 года УВД области несколько раз оскандалилось из-за информации об избиениях сотрудниками милиции задержанных, которая стала достоянием гласности, потока уголовных дел в отношении «оборотней в погонах». Об этом печатали не только региональные и федеральные СМИ, говорили депутаты Государственной Думы РФ, но даже фракция «Единая Россия» была вынуждена в своем аналитическом сборнике поместить материал о нелицеприятной деятельности орловской милиции и, в частности В. Колокольцева. Казалось бы, самое время укреплять внутреннюю дисциплину и службу собственной безопасности. Но не тут то было. По нашей информации отдел сокращен до 1 штатной единицы. В общем, прорыв. Хотя находятся смельчаки, мешающие такие прорывы устраивать.

Отвлечемся. Если ты занимаешь не последний пост в правоохранительной системе, пусть даже какой-нибудь небольшой области, и очень хочешь избавиться от человека, который начал совать свой нос в твои грязные дела, то самый простой рецепт - привлечь его к уголовной ответственности или просто посадить. Даже, если этот человек тоже сотрудник правоохранительной системы. Но, в отличие от тебя, придерживающейся каких-то принципов. Например, «не покрывай» и «не крышуй».

Все начиналось буднично. В Железнодорожном районе города Орла есть магазин «Ромашка», в котором предприниматель Сергей Курносов арендует торговое место под продажу DVD-дисков. Бизнес не хитрый, если, конечно, ты не торгуешь контрафактном. ОБЭП УВД области провел проверку и выявил около 90 пиратских дисков. Ущерб правообладателям около 85 тыс. рублей. Затем эти материалы по просьбе начальника ОСБ УВД полковника Митрохина были направлены в его отдел для проверки, где хранились у оперуполномоченного Сергея Гаврилина на рабочем столе, так как к секретным не относились. DVD - диски под расписку были переданы Курносову на ответственное хранение. В общем, обычная практика по мелким делам.

В январе 2008 года Сергей Гаврилин уходит в отпуск, из которого по сей день вернуться не может, потому что 11 июня следователь по особо важным делам Следственного комитета по Орловской области С. Бадаев выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в уничтожении материалов проверки по факту реализации С. Курносовым контрафактной продукции и DVD-дисков, то есть, по статье 285 ч. 3 УК РФ. Казалось бы, ну бывает, что за мзду сотрудник милиции уничтожит чье-то дело. Этим уже давно никого не удивишь, особенно в Орловской области. Только вот в этом случае, по-моему, белыми нитками писано, что кому-то ну очень хочется упрятать сотрудника ОСБ за решетку и как можно на более долгий срок. В постановлении от 11 июня, о котором я выше писал, следователь С.Бадаев (о нем подробнее в другом материале, так как личность колоритная и после определенных событий в скорости покинувшая Следственный комитет) Гаврилину инкриминирует 3 часть, по которой его берут под стражу. А вот в постановлении от 10 июня того же Бадаева, Гаврилину инкриминировалась 1 часть 285 статьи УК РФ. По ней-то о закрытии человека в СИЗО и мечтать не приходится. Так почему за сутки следователь меняет свое мнение? Не уже ли обвиняемый смог еще что-то уничтожить и получить привесок в виде «особо тяжких последствий»? Боюсь, что нет.

Дальше театр абсурда. Предприниматель Курносов, у которого были изъяты контрафактные диски, по мнению Российской атипиратской организации, причинил ущерб за незаконное использование авторских и смежных прав на сумму 85 тыс. рублей. По соответствующей статье уголовного кодекса - это часть 2 ст. 146 УК РФ. Штраф или до двух лет лишения свободы. Поэтому, как бы не хотел обвиняемый Гаврилин, если допустить, что именно он с умыслом уничтожил все это, он никак не мог существенно нарушить охраняемые законом интересы государства, повлекшие тяжкие последствия. Ну, ни как, хоть лбом о стену. Это по букве закона. А вот по букве следователя Бадаева мог. Как говорится, ну если очень хочется, то можно.

Дальше еще больший абсурд. 2 сентября уже другой следователь С. Шолохов пишет постановление о продлении срока содержания Гаврилина под стражей еще на месяц. 7 сентября Советский суд продляет арест все по той же 3 части 285 статьи УК. Только вот дело в том, что 3 июля в РОВД по Железнодорожному району города Орла не ждано, не гадано находятся материалы проверки ИП Курносова, которые, по мнению следствия, Гаврилин уничтожил. В уголовном деле находится и расписка предпринимателя об ответственном хранении дисков, которую он дал еще несколько месяцев назад. У адвоката все необходимые доказательства. Но следствие стоит на своем: все материалы и диски уничтожены Гаврилиным с умыслом. Поэтому часть 3 и обвиняемый должен дальше томиться в СИЗО. Получается, что следствие или следователь преднамеренно вводит в заблуждение суд? А по логике - уже и состава преступления нет: материалы никто не уничтожал, диски тоже на месте.

Это попахивает заказом. Вернемся к тому, с чего начали. Кому мешал Гаврилин, раз в отношении него решили провернуть такую, на мой взгляд, сомнительную схему.

Как известно, особенность отдела собственной безопасности в том, что в него сливается вся информация о незаконных действиях всех, подчеркиваю, всех сотрудников милиции. Она систематизируется и по ней проводятся соответствующие оперативные мероприятия. Только за 2 года работы 2006-2007 ОСБ УВД по Орловской области вскрыло более 17 случаев нарушения сотрудниками милиции закона и в большинстве своем все нарушители были привлечены к уголовной ответственности. Но ситуацию это не спасало и в начале 2008 года Сергей Гаврилин подготовил комплексную справку на 18 листах о противоправных действиях сотрудников милиции, где, между прочим, фигурировали фамилии некоторых руководителей орловского УВД. Справка, как стало известно, легла на стол заместителя министра внутренних дел России. Это, если проследить временную логику, на мой взгляд, и послужило толчком к репрессиям, а по-моему, по другому это назвать нельзя, в отношении Гаврилина. Похоже, что кто-то на верху принял решение - опер Гаврилин должен сесть. Самое простое, по моему мнению, злоупотребление служебными полномочиями. А для содержания под стражей проще всего инкриминировать часть 3 статьи Уголовного кодекса.

Возникает резонный вопрос - как такое могло случиться? Президент, в общем-то, дал понять, что этого быть не должно. Получается, должно и может. Сбой системы и появление новой касты неприкосновенных - верхушки УВД.

В дополнение. 8 октября состоялось очередное судебное заседание в суде Советского района города Орла. Следствие просило продлить срок задержания Сергея Гаврилина на 2 месяца. На этот раз оно заявило, что в этом достаточно простом деле МОГ быть сообщник из УБЭП УВД.

Меня на суде поразил нервничающий следователь Печеркин, всячески, на мой взгляд, изворачивающийся, когда задавали конкретные вопросы. Например, с огромным трудом у него удалось выяснить, что скрыто, в общем-то, не тяжкое преступление. О том, кого еще подозревает сей муж, он тоже ответить не мог. Лишь простая формулировка: «Мог быть причастен сотрудник УБЭП».

Прокурор М. Пестерников, периодически зевая от скуки и меняя неудобные положения своего тела на стуле, сидел полностью отрешенный от процесса. Его роль свелась лишь к тому, что он поддержал «эскалопа» от правоохранителей А. Печеркина.

Для федерального судьи М. Старых, формулировка, что к делу может быть причастен еще сотрудник милиции, а может и нет (следователь Печеркин, похоже, еще сам не знал) вполне достаточный аргумент для продления срока содержания. Похоже, что для некоторых орловских судей Постановления пленума Верховного суда России никакой силы не имеют. Удельное княжество, как бы. Ко всему, представленный адвокату протокол судебного заседания по содержанию в существенных моментах расходился с содержанием процесса. Ему в судебном протоколе приписали то, о чем он и не говорил. Судья Старых не предусмотрела, что процесс записывается на диктофон.

Однако справедливость восторжествовала. Областной суд отменил это решение. Впереди новое рассмотрение того же вопроса. Как пошутил адвокат, его не удивит, если на суде следователь заявит о причастности к делу президента Грузии Саакашвили. Впрочем, меня тоже. Фантазия у орловских правоохранителей завидная.

Антон Алексеев
Previous post Next post
Up