В конце 80-х годов прошлого века мы жили в Тольятти, работали на АвтоВАЗе. Дочь-дошкольница однажды спросила: "В этом городе продают творог?"
Я изумилась её деликатности. Она знала, что не все продукты какие она ест летом у прабабушки в деревне или у бабушки в Липецке, она может есть в Тольятти. Поэтому она не сказала прямо, что хочет творога, а зашла издалека, уже хорошо понимая в свои 6 лет, что не любую еду можно тут купить.
Сыр, например, никогда в Тольятти в магазинах не видели. У нас в холодильнике сыр бывал только тот, что
мы везли с собой, когда летели из Липецка. Ровно до тех пор мы ели сыр, пока эта головка около 5,5 килограмм весом не заканчивалась. К сожалению, в этот раз она закончилась уже давно, и про сыр дочь не спрашивала. Она знала, что взять его не откуда.
Намёк про творог я поняла влёт и срочно обегала все магазины в своем районе. Творога нигде не было, и не обещали привоза.
Чтобы не метаться по всему городу, я на следующий день спросила про творог коллег. Оказалось, что его давно не было в продаже, но они обещали купить для меня творог сразу, как только увидят. Мозговой штурм нашего коллектива выдал ещё 2 места, где теоретически творог мог быть: Молочные кухни для грудничков и Колхозный рынок.
Рынок был рядом с нами, и в обеденный перерыв я поехала туда. Творога не было.
Вечером муж обошел все Детские молочные кухни, но и там, где готовят питание для детей от 0 до 1 года, тоже совсем не было творогу.
На следующее утро коллеги встревоженно доложили, что и в их магазинах творогу нет и давно не было. Их детям-то тоже творог не помешало бы есть, но они пока не просят, потому, им может не очень и надо. Так они рассуждали и утешали свою тревогу.
К счастью, вскоре мне надо было развозить по подразделениям завода "План мелкосерийного производства опытных и экспериментальных автомобилей", который наш отдел выпускал ежемесячно. Для доставки документа в отдаленные цеха начальник дал мне машину с водителем.
Один экземпляр необходимо было отдать в Дирекцию завода, которая находилась в очень отдаленном от Автозаводского Центральном районе Тольятти. На обратном пути там мы заехали на Главный колхозный рынок города.
Творог был! Ура! Нам повезло! Пусть только у одного продавца, но был свежий жирный творог. Какое счастье! Пусть далеко и долго добираться сюда, но буду ездить и покупать тут.
Однако, радость была недолгой. Цена оказалась заоблачной: 20 рублей за 1 кг. Месячная зарплата на заводе у меня была тогда 135 рублей, а у мужа 155 рублей. Отдавать 1/7 часть своего заработка за месяц за 1 килограмм творога? Ну, что ж… Если мой сверхделикатный, готовый терпеть любые трудности, сочувствующий нам и понимающий ограниченные возможности своих родителей, ребенок намекает, что творога хочет, то значит организм её действительно очень нуждается. Если творог есть, то надо брать по любой цене. Решила покупать.
Шофер мой офигел:
- Ты сошла с ума! Ты по такой цене не сможешь покупать ей творог. Если брать хотя бы раз в неделю, то у тебя на хлеб денег не останется!
- А, что делать? Кальций нужен для роста костей. Выбора нет.
Я купила за 20 рублей 1 кг творога.
Маловато на 4х человек, но нам вскоре повезло ещё раз.
В рабочей столовой на обеде выдали творожную запеканку. Муж немедленно пошел на кухню просить продать ему творог для дочери.
Дерево-модельный участок, которым муж управлял, для поваров делал столы и кухонные доски, поэтому Сергей резонно рассчитывал, что заведующая Столовой ему поможет.
Однако, оказалось, что запеканки готовят не из живого творога, а делают из сухого.
- Сухой творожный порошок разводят кефиром, ночь настаивают в теплом месте, и утром получается творог, из которого можно запеканку готовить. Без термической обработки этот творог не вкусный, - сказала Заведующая.
Муж всё равно попросил продать ему хотя бы такой:
- Мы и этому будем рады. Будет есть какой есть.
Сергею продали несколько пакетов такого творога сразу, а часа через 2 в буфет Столовой вынесли на продажу несколько коробок сухого творога. Об этом мне сообщили коллеги, которые были в буфете в тот момент.
Заведующая Столовой резонно решила, что творог нужен не только нашей дочери, но и всем деткам работников нашего производства.
Я побежала в буфет и успела там купить 8+8 пакетов, дважды отстояв в очереди. Это было счастье.
Месяц наши дочки ели творожные запеканки.
Таково было состояние экономики накануне распада СССР.
Счастье, что Михаил Горбачев объявил Перестройку и Гластность, начал реформы, в результате которых мы смогли уехать из Тольятти в Липецк, ближе к деревне моей бабушки. Моя Няня Аня держала корову, и проблем творога у нас больше не было.
Липецкая область расположена на плодороднейших черноземных землях. Веками там занимаются выращиванием питания всех видов. Во все годы Советской власти там было развитое колхозно-совхозное растениеводство, животноводство, птицеводство, садоводство и выращивание овощей. К тому же множество продуктов питания население получает для себя и на продажу из личных садов и огородов.
Жить в Черноземье в 80-90 годы - это не в голодном Поволжье!
Важно понимать, что острую нехватку питания коммунисты Советского Союза организовали сами, когда из страха потерять власть они разоружили всю Россию. Ведь, вооруженные люди не склонны уступать свои права и подчиняться кому бы то ни было. Они могут и восстать против грабителей. Для установления любой диктатуры абсолютно необходимо разоружить народ. Контролировать захваченные территории и народы можно только, если у населения нет оружия для защиты своих интересов.
Отняв оружие у земледельцев, коммунисты смело пошли отнимать у крестьян продукты питания, чтобы те не продавали его в город сами, а бесплатно сдали в общий котел для горожан. А, уж захватчики сами поделят чужое добро и плоды чужого труда.
Так на заре своего коммунистического правления Советская власть разорила крестьянские хозяйства, что привело к Голодомору на плодороднейших черноземных землях Украины, Кубани и бассейна реки Дон.
Труднее было отнять ружья у скотоводов. Кочующие народы свободнее земледельцев, поэтому они особенно опасны для диктаторов.
Да, и как отнять ружье, если оно совершенно необходимо для защиты от волков не огороженных забором стад коров и баранов? Без ружья свободно пасущийся скот никак не возможно защитить. Таким образом коммунисты сообразили, что, если ружья у кочевников нельзя отнять, то надо запретить людям кочевать.
Поэтому в Самарской области КПСС запретила кочевникам заниматься скотоводством, заставила их жить оседло, предложив заниматься земледелием там, где часты засухи! Если в засуху кочевник уводит стадо туда, где есть зеленые пастбища, то овощи и ягоды без дождя просто гибнут на месте. Ведь установок для полива советская промышленность не производила. Даже когда потребность в них стала вопиюще очевидной, всё равно не поторопилась. Ведь, узурпаторы власти более всего озабочены всегда производством вооружений, чтобы покорить весь мир, и нигде никто не жил лучше, чем под их властью.
Так КПСС погубила скотоводство в степях, а ухаживать за почвой и растить злаки, овощи и фрукты кочевники не умели. Ни они, ни их предки не имели ни малейшего опыта в этом сложном и трудоемком деле.
Коммунисты, как всякие налетчики-грабители, которым удаётся захватить власть и установить свою диктатуру, совершенно не уважают труд специалистов. Не разбираясь в производстве товаров, они нагло вмешиваются в жизнь людей и ломают производство всего, к чему прикасаются.
И вот от этого кошмара хронического недоедания нас спас Михаил Сергеевич Горбачев, когда объявил Перестройку экономики и разрешил частное предпринимательство. Частный бизнес вытянул народы СССР из Котлована коммунизма.
Горбачев выпустил нас на Свободу. Он любил людей, верил в их творческие силы и способность самим хорошо обустроить свою жизнь. Он открыл миллионам людей дверь к свободе.
Пусть земля ему будет пухом! Светлая память лучшему руководителю СССР.