Китай хочет возродить стратегически важный аэродром в глубине Тихого океана

Jul 17, 2021 11:35

ТОМАС НЬЮДИК и ДЖОЗЕФ ТРЕВИТИК
6 мая 2021года

опубликовали доклад о том, что по имеющимся данным, китайское правительство планирует отремонтировать и расширить взлетно-посадочную полосу на острове Кантон, входящем в состав архипелага Кирибати в центральной части Тихого океана. Если это правда, то Пекин может получить авиабазу в невероятно стратегически важном месте, между Северной Америкой и Новой Зеландией, что потенциально даст китайским военным гораздо больший охват критически важного и все более напряженного региона.


5 мая 2021 года Агентство Рейтер впервые сообщило о китайских разработках на Кирибати, которые также включали в себя улучшение связанного с аэродромом моста, основываясь на информации от политического деятеля I-Kiribati Тесси Ламборн. В настоящее время на острове имеется одна взлетно-посадочная полоса, длина которой официально составляет 6230 футов, хотя общая длина доступной полосы, судя по спутниковым снимкам, приближается к 8000 футов. Лентообразный остров, общая площадь которого составляет всего 15 квадратных миль, а население - около 20 человек, входит в группу необитаемых островов Феникс Кирибати.




Спутниковый снимок, показывающий состояние существующих объектов в аэропорту Кантон в Кирибати.
"Правительство не сообщило стоимость и другие подробности, кроме того, что это технико-экономическое обоснование восстановления взлетно-посадочной полосы и моста", - сказала агентству Reuters Ламборн, которая в прошлом году создала партию Boutokaan Kiribati Moa Party, находящуюся в оппозиции к партии Tobwaan Kiribati Party президента Танети Маамау. "Оппозиция будет добиваться дополнительной информации от правительства в установленном порядке".

На момент написания статьи ни власти Кирибати, ни власти Китая никак не отреагировали на сообщение Reuters. Агентство Рейтер также сообщило, что оно связалось с ВМС США и Госдепартаментом США, но к моменту публикации материала ни один из них не ответил.

О возможных китайских инфраструктурных проектах в Кирибати говорят с 2019 года, когда страна при президенте Маамау, впервые избранном тремя годами ранее, признала Пекин законным правительством Китая и разорвала дипломатические отношения с Тайванем. Это отменило решение, принятое официальными лицами I-Кирибати в 2003 году, когда они изменили свою прежнюю позицию и признали правительство в Тайбэе.

Во время Второй мировой войны взлетно-посадочная полоса кораллового атолла использовалась ВВС армии США как часть воздушного паромного маршрута между Гавайями и южной частью Тихого океана. После войны гражданские операторы также использовали ее в качестве промежуточной посадочной площадки. Соединенные Штаты также использовали остров для отслеживания космических и ракетных полетов вплоть до конца 1960-х годов. Сегодня аэропорт острова Кантон используется только в чрезвычайных ситуациях.



Карта военного времени, показывающая расположение острова Кантон на паромном маршруте в южной части Тихого океана,
к юго-западу от Гавайских островов.
Существующая взлетно-посадочная полоса аэропорта Кантон после модернизации может быть достаточно длинной, чтобы поддерживать развертывание истребителей, но обновленный участок, скорее всего, придется удлинить до полной длины в 8000 футов, чтобы поддерживать большие транспортные самолеты, а также морские патрульные самолеты или даже бомбардировщики. Также потребуются значительные инвестиции во вспомогательную инфраструктуру для поддержания любого вида значимого и долгосрочного развертывания военных самолетов, включая ангары, заправочные и ремонтные сооружения, а также места для размещения экипажей и наземного персонала.

Расположение аэродрома будет особенно полезно для полетов самолетов наблюдения, в том числе беспилотных самолетов с большой продолжительностью полета, что позволит расширить зону действия в одну сторону в направлении Гавайских островов, а в другую к Австралии и Новой Зеландии. Постоянный сбор разведданных, контроль над морем и дальнее морское целеуказание - все это будет представлять интерес для Народно-освободительной армии в этом регионе.



Вид острова Кантон со спутника с взлетно-посадочной полосой в левом верхнем углу.
"Австралийский институт стратегической политики (ASPI) в своем прошлогоднем докладе заявил, что китайские объекты на Кирибати будут расположены через основные морские пути между Северной Америкой, а также Австралией и Новой Зеландией", - сообщает Reuters. "Остров будет представлять собой стационарный авианосец", - сказал агентству аноним, назвавшийся советником правительств стран Тихоокеанского региона.

Учитывая это, стоит отметить, что если китайские разработки в аэропорту Кантон воплотятся в жизнь и будут иметь открытую военную составляющую, они также могут включать в себя другие средства защиты от доступа и проникновения на территории, такие как ракеты класса "земля-воздух" или противокорабельные крылатые ракеты берегового базирования. Еще одним дополнением к военному комплексу могут стать командно-контрольные и коммуникационные узлы. Все это было бы похоже на то, что можно увидеть на китайских искусственных форпостах в Южно-Китайском море, которые также просто подчеркивают продемонстрированную страной способность превращать отдаленные необитаемые острова в важные военные объекты.

Планы Китая в отношении Кирибати могут не только закрепиться в стратегически важном месте, но и повлиять на его доступ к обширной исключительной экономической зоне этой страны, которая занимает более 1,35 миллиона квадратных миль и включает в себя одни из самых продуктивных рыболовных угодий в Тихом океане. Китайское правительство также закрыло станцию космического слежения на Южном Тарава, другом острове Кирибати, где находится столица и большая часть инфраструктуры страны, когда Пекин разорвал отношения в 2003 году из-за признания Тайваня. Это еще один объект, который может быть восстановлен, поскольку связи между Кирибати и Китаем продолжают расти.

Будут ли какие-либо китайские усовершенствования аэропорта Кантон или связанной с ним инфраструктуры в конечном итоге иметь открытое военное измерение, еще предстоит выяснить. Опасения по поводу аналогичных возможностей двойного назначения, возникающих в результате китайских строительных проектов, появились и в других странах мира, в том числе в Карибском регионе, который все больше привлекает внимание Китая. Во многих странах этого региона были сделаны значительные китайские инвестиции в портовые сооружения и морскую инфраструктуру, что вызвало обеспокоенность Соединенных Штатов, в частности, тем, что они могут иметь и военное применение.



В то же время некоторые из объектов, о которых идет речь, на самом деле не имеют прямого военного назначения, по крайней мере, в их нынешнем виде. В прошлом году издание The War Zone изучило случай одного из таких объектов - нового аэродрома в Камбодже. Этот объект якобы предназначен для обслуживания близлежащего роскошного курорта, несмотря на утверждения некоторых экспертов и наблюдателей о том, что некоторые характеристики аэродрома плохо подходят для коммерческой авиации. Тем не менее, китайским властям не составит труда переоборудовать такой аэропорт для военного использования, даже на ограниченной основе в качестве промежуточной перевалочной базы, и сделать это в относительно короткие сроки.

Интересно также, что Ламборн, оппозиционный законодатель, которая также была последним послом Кирибати на Тайване, похоже, не затронула эту возможность напрямую, когда предоставила информацию о планах аэропорта Кантон агентству Рейтер. Вместо этого она добавила, что хотела бы знать, являются ли эти запланированные работы частью противоречивой китайской инициативы "Пояс и дорога".



ОФИС ПРЕЗИДЕНТА ТАЙВАНЯ
Тесси Ламборн (в красном) стоит рядом с президентом Тайваня Цай Ин Вэнь в Тайбэе в 2018 году
после вручения верительных грамот в качестве нового посла Кирибати.
Китайское правительство представило проект Belt-and-Road в 2013 году как масштабное глобальное мероприятие по улучшению инфраструктуры, которое будет взаимовыгодным для Китая и международных партнеров. Конечно, с тех пор стало очевидно, что этот проект, по крайней мере, в основном является экономическим проектом "мягкой силы", направленным на усиление общего влияния Пекина за рубежом. Также звучали обвинения в том, что он представляет собой так называемую "дипломатию долговой ловушки", когда Пекин предлагает кредиты для проектов "Пояса и пути", а затем использует долг в качестве рычага для продвижения более широких геополитических интересов.

Тайваньские чиновники уже обвинили Пекин в том, что он фактически подкупил Кирибати, чтобы изменить свое дипломатическое признание в 2019 году с помощью обещанных продаж авиалайнеров и паромов. В преддверии победы президента Маамау на выборах в 2020 году Китай выделил более 4,2 млн долларов на "проекты по обеспечению средств к существованию", по данным правительства Кирибати.



Председатель КНР Си Цзиньпин проходит мимо почетного караула в Большом зале народных собраний
в Пекине вместе с президентом Кирибати Танети Маамау в 2020 году. AP
Тем не менее, каково бы ни было более широкое геополитическое значение китайских планов в отношении Кантона, и будет ли там размещено какое-либо военное присутствие, это еще один показатель растущего влияния Пекина в Тихом океане, что создает проблемы для конкурентов Пекина в регионе, особенно для США. Отношения США с Кирибати были оформлены в соответствии с договором о дружбе 1979 года, после того как Кирибати получила независимость от Великобритании.

По данным Государственного департамента США, "две страны тесно сотрудничают по широкому кругу вопросов, от укрепления региональной безопасности, развития образования и климатической устойчивости до защиты рыболовства, продовольственной и водной безопасности". Правоохранительные органы Кирибати сотрудничают с ВМС США и Береговой охраной США, и эти подразделения также предоставляют воздушные средства для поисково-спасательных операций, а также для рыбоохранных операций в исключительной экономической зоне страны.

Американские военные используют другие взлетно-посадочные полосы в Кирибати для поддержки различных операций в Тихом океане, включая транзит самолетов. В конце концов, аэродром находится всего в 1 860 милях к юго-западу от Гавайских островов с их обширными военными объектами, принадлежащими ВВС, ВМС и морской пехоте США.



МОРСКАЯ ПЕХОТА США/1-Й ЛЕЙТЕНАНТ. КОЛИН КЕННАРД
Самолет морской пехоты США MV-22 Ospreys взлетает из международного аэропорта Кэссиди на
острове Рождества архипелага Кирибати, во время транстихоокеанского перелета в Австралию.
Усиление китайского влияния на Кирибати может потенциально угрожать этим отношениям, а любое размещение китайского военного персонала на постоянной или полупостоянной основе также может вызвать трения. Создание китайской военной базы в восточноафриканской стране Джибути, где находится крупный военный центр США в этом регионе, уже дало некоторые тревожные сигналы о том, как могут развиваться события. В 2018 году американские военные обвинили китайский персонал в Джибути в том, что он ранил членов экипажа американского транспортного самолета C-130 Hercules, посветив на них лазером.

Таким образом, каким бы ни было более широкое геополитическое значение планов Пекина в отношении аэропорта Кантон, и будет ли там в будущем размещено какое-либо китайское военное присутствие, это, безусловно, еще один пример усилий Китая по расширению своего геополитического влияния.

США, власть, война, куда двигается мир, Китай, политика, море

Previous post Next post
Up