Ты ж посоветовался с конкурентами!

Apr 10, 2021 21:20

Ещё в студенческие годы я где-то вычитала, что для адекватного восприятия реалий мира человеку всю жизнь нужно дружить не только со сверстниками, но и с людьми 3-х разных поколений: должен быть друг на 20 лет моложе, на 20 лет старше, и на 40 лет старше или моложе. Потому что другое поколение живёт в своих обстоятельствах, имеет свой особый взгляд на мир и опыт решения жизненных проблем.
О том, насколько важна такая дружба людей из разных поколений я и хочу рассказать "охуительную историю", как говорит Сергей Шнуров.



Винсент Ван Гог "Красные виноградники в Арле", 1888 г.
В 1999 году я работала в большой компании, где менеджерами по продажам были люди с совершенно разным образованием. Спасались так после дефолта 1998 года.

Один из коллег в мае пожаловался мне, что забросил из-за кризиса написание кандидатской диссертации по генетике. Некогда ему было в лаборатории работать и с профессором встречаться. Деньги надо зарабатывать для семьи и для лабораторных работ. Поэтому он не смог защитить диссертацию в конце учебного года. Ему разрешили перенести защиту на осень, и это был крайний срок. Больше ему не будут продлять аспирантуру.

Мне жаловаться нельзя. Я не умею вздыхать горестно и сочувственно по головке гладить. Я сразу начинаю искать решение задачи. Спросила его: "Сколько денег надо на всё про всё для исследований".
Говорит: "Полторы тысячи"
- Полторы тысячи чего: долларов, евро? - уточняю у него.
- Ты чего? Рублей, - засмеялся Дмитрий.
- На весь цикл исследований полторы тысячи рублей? - недоверчиво переспросила я.
- Ну, да.
- Этого тебе хватит для того, чтобы закончить все работы и дописать диссертацию?
- Да.
- Хорошо. Полторы тысячи мы тебе найдём. Сергей, ты можешь Дмитрию дать в займы полторы тысячи рублей, чтоб он купил реагенты, провел лабораторные исследования и закончил кандидатскую диссертацию по генетике. Она у него почти дописана. Чуть-чуть осталось доделать. Дашь полторы тысячи рублей? - спросила я коллегу напротив меня.
Он недоуменно посмотрел на Диму:
- Ты чё? Ты ж в зарплату только что получил 6000 рублей. Ты не можешь от них 1500 потратить на научную работу?
- Кстати, да. Ты вместо ужина тортики покупаешь каждый день. Не поешь месяц тортиков и съэкономишь на лабораторию, - говорю я Дмитрию, и по затянувшемуся молчанию в ответ понимаю, что тортики - это святое. Дальше снова обращаюсь к коллеге - Не может. Ты дашь? У меня нет этой суммы с собой сегодня. У тебя есть?
- Есть. Дам, конечно.
- Без отдачи дашь? - усугубляю я обстановку.
- Ты охренел, если из-за этого ещё не защитился, - обращается к Дмитрию изумлённый моей наглостью мой начальник.
У нас, конечно, шведский концерн и полная демократия, свобода, равенство, братство и все на ты, но не до такой же степени, чтоб подчиненные у начальника вымогали недельный заработок свой без отдачи? Нет, конечно. Просто часом ранее этот начальник мне рассказывал про свои курсы МВА, за которые он заплатил $7000 долларов и был несказанно рад, что чрезвычайно дешево получилось устроиться на обучение новой очень востребованной специальности в числе первых студентов. Позже цены стали запредельно недоступные. Поэтому я заранее знаю, как он отреагирует на 1500 рублей (62 доллара на тот момент), которые нужны для завершения кандидатской диссертации.
- Не, ну, ты денег дашь полторы тысячи рублей без отдачи? - я продолжаю канючить.
- Дам, конечно, если надо, - смотрит на меня как на дуру Сергей.
- Дима, не валяй дурака. Мы скинемся и дадим тебе денег, но ты ходи в лабораторию и работай! Диссертацию надо защищать. Тем более, что чуть-чуть осталось. Когда тебе деньги нужны?
- Не нужны. Я сам найду.
- Ты защитишься сам? Когда у тебя защита должна быть?
- Дело не только в деньгах. Мне нужно с профессором встречаться днём 2 раза в неделю, а я ж работать должен, и каждый день утром и вечером быть тут с отчетом.
- Когда у тебя следующая встреча с профессором? Где вы встречаетесь? - продолжаю я допрос.
- В четверг в институте. Это в Подмосковье. Я туда-сюда никак не успею.
- Напиши график, как ты можешь совместить работу в лаборатории и работу тут. Должно быть два варианта: идеальный желательный по-максимуму и минимально необходимый для получения результатов. Между ними и будешь колебаться, пока не защитишь. Графики мне принесешь. Мы тут копию снимем, чтоб мы могли ориентироваться в твоей деятельности у нас. Если чё - мы тебя прикроем. Будешь нам отзваниваться о результатах продаж за день. Сергей с Директором договориться, когда надо будет, - составляю я план действий в чрезвычайных обстоятельствах.
- Я лучше сразу с ним договорюсь без аврала.
- Ну, и отлично.
- Ты с него графики возьми и следи за ним, чтоб защитился, - распоряжается мой начальник.
Ну, что ж. Это логично. Если мы отличного продавца отрываем от работы у нас и отпускаем в институт, то должны обязательно получить результат.

Воля начальника - закон для подчиненных.

Дальше я Диму трясла каждый раз при встрече в офисе: "Что уже сделал? На каком этапе ты? Профессору показал? Что сказал профессор?" Чаше всего Дмитрий после работы по дороге до метро и в метро до пересадочной станции, где наши пути расходились, подробно рассказывал мне про свои исследования, поиск реактивов и как он ПЦР раскапывал.
Моей любознательности и вежливости всегда достаточно для того, чтобы поддерживать беседу практически на любую тему, в которой меня хотят просветить. Димины родители жили в другом городе, мои дети (почти его ровесники) тоже далеко, поэтому в чем-то мои функции сводились к родительскому контролю, чтобы ребенок закончил аспирантуру хорошо.
Так как о том, что наш коллега готовится защищать диссертацию от меня узнал весь коллектив, то мужики его постоянно спрашивали: "Ты правда, диссертацию защищать будешь? Ух, ты! Обмывать меня позовешь?"
Месяца три кто-нибудь да спрашивал его в коридоре мимоходом: "Защитился? Нет? Когда пить будем?" Потом Дмитрию пришлось уволиться, чтобы доделать всё и защититься.

Осенью он вызвал меня на ресепшен вниз. На входе в лифт сотрудница сказала: "Там Дмитрий к тебе приехал с длиннющими розами. Сказал, что защитил диссертацию благодаря тебе: "Лена - человек, которому моя диссертация была нужна больше, чем мне самому."

Потом он искал работу генетика. Я тоже искала ему работу по объявлениям в газете.
Попалось объявление о должности Руководителя отдела продаж по России и странам СНГ в крупный иностранный фармацевтический концерн. Оклад 1500 долларов и соцпакет. Требовалась научная степень в генетике и опыт работы в продажах. У Дмитрия было и то, и другое: современные свежие знания в генетике, и опыт продаж в инофирме. Продавцом он был отличным. Был бы лучшим, если бы работал каждый день, а не совмещал с работой в лаборатории 2 раза в неделю. Поэтому я абсолютно была уверена, что он справится с работой. Он отправил резюме. Резюме понравилось.

Потребовали план работ по развитию рынка. Дмитрий приехал ко мне на работу, и мы с ним написали план, используя его идеи и мои знания о рекламе и маркетинге в фарминдустрии, почерпнутые из книги Артура Хейли "Сильнодействующее средство".
План понравился. Назначили собеседование с Большим Начальником, который для этого через неделю прилетал из Европы в Москву.

Дмитрий на собеседование не пошел, о чем я узнала постфактум:
- Я хочу остаться в институте и заниматься наукой, а не продажами.
- Что ты мне сразу об этом не сказал? Ты знаешь о том, что лучшие научные лаборатории находится не в институтах, а на производстве? В концернах делают открытия.
- Нет. Откуда они там?
- А где им ещё быть? Кто больше всех заинтересован в инновациях? На передовых разработках максимальную прибыль получают. Ты что? Деньги и производственная база фармацевтического концерна многократно мощнее любого вуза. Ты бы поставил у них продажи, и через год перешел бы в лабораторию, если не свою тут создал. Написал бы по мылу мне о своих сомнениях. О таких вещах надо говорить сразу.
- Ну, это же не твоя специальность. Откуда я знал, что ты это знаешь?
- Ты в принципе не можешь знать, что другой человек знает, а что нет. Надо было просто не вариться в собственном соку, а с людьми посоветоваться.
- Я с ребятами в общежитии обсудил.
- Твои сверстники о мире знают столько же, сколько и ты, если не меньше. А, когда в своём общежитии с генетиками посоветовался, то фактически посоветовался с конкурентами. Ты же им рассказал о вакансии с фантастической карьерной перспективой и возможностями. Кто ж устоит от искушения пойти туда и самому устроиться, если ты колеблешься? Проще поддержать твои сомнения, и пойти попытаться самому устроиться туда, чтоб потом всю жизнь не жалеть об упущенной возможности. Ты ж рассказал коллегам-генетикам о вопросах на собеседовании и о том, какой план работ им предложил?

Во все времена молодёжь разводят на том, что "надо быть самостоятельным и независимым." Какую самостоятельность и независимость теряют молодые, когда разговаривают со старшими опытными товарищами? В институт-то учиться идут у старших? А жизненный опыт почему у сверстников хотят почерпнуть?

школа, работа, психология, дети, семья и люди, рассказ, наука, успех, молодёжь, дружба

Previous post Next post
Up