Валерия Чепурко взяла интервью у профессора-эпидемолога Михаила Олеговича Фаворова, который неустанно продолжает делиться новостями из мира борьбы с коронавирусом COVID-19. Доктор охотно отвечает на самые каверзные вопросы обывателей, объясняя нам реалии мира биологических организмов.
Полная версия интервью опубликована на сайте
Комсомольской Правды в Украине .
.....
- Есть версия, что разные народности воспринимают вирус по-разному. Одни - легче, другие - труднее.
- Нет, этого быть не может. Мы очень близки друг к другу. В нашем геноме нет ощутимого различия по расовым или национальным признакам. А те, которые есть, настолько минимальны, что вирус о них ничего не знает. Я эти басни слышу всю свою жизнь. Мы все одинаковые, вирус разный.
- Так он не один, этот COVID-19?
- Вирус один,
разные мутации, которые делают передачу более или менее легкой.
В европейской части мира циркулирует вирус с определенной мутацией, который более тяжелый. Такого нет - пока - в Юго-Восточной Азии. Поэтому в Южной Корее - 0,5% летальности, а в Италии до 20% в некоторых провинциях.
Но это временное отложение. В мире пойдет замена. На днях я посмотрел данные по
Гонконгу. Там всполошились: ой, у нас опять пошел подъем, наверное, мы плохо зажимаем карантин. Да нет, это к вам приехал "новый" вирус - европейский.
Вирус не является однородным. Он изменяется, попадая в нашу среду. Он жил в мышах тысячу лет и не вызывал тяжелых болезней, а когда оказался среди людей, то действует совершенно по-другому, на другие рецепторы, другие клетки.
У вирусов есть участки, которые патогенно стабильны. А менее важные могут изменять их на подвиды от более тяжелого до менее тяжелого.
Уже в два раза снизилась летальность
- Может такое случиться, что этот вирус мутирует в лучшую для людей сторону?
- Именно это и происходит. Вирус не наш, но он очень хочет с нами жить. А для этого должен прекратить убивать хозяина. Он все время старается стать легче и легче. Циркулируя среди людей, набирает все больше человеческих качеств, по сравнению с мышами.
И коронавирус уже в два раз снизил летальность. Такого кошмара, как был в Италии, больше нет. Потому что те вирусы, которые были очень тяжелые вначале, они всех своих хозяев поубивали и не передаются. А те, которые более легкие, будут передаваться.
Через пять-десять лет коронавирус вызовет у нас разве что легкий насморк, на который мы и внимания не будем обращать. Такая закономерность всех зоонозных инфекций.
Лекарство есть, но только для тяжелых и только в Америке
- А может быть лекарство от этого вида коронавируса?
- Во-первых, лекарство уже есть, его разработала фирма Gilead. Но выпускают его пока только в США и только для США.
Это противовирусный препарат. Но проблема в том, что он не дает того результата, которого ожидали: быстрого и полного выздоровления. Летальность просто снижена с 11% до 8%, в два раза сокращается длительность болезни. То есть препарат действует, но не так хорошо, как хотелось бы.
- А это лекарство могут выпускать в планетных масштабах?
- Если у нас 7 миллиардов человек, нуждаться будет полмиллиарда, и я думаю, что таких производств пока не существует. Этот препарат и в Америке сейчас предназначен только для тяжелых больных, его нельзя применять при легких формах.
И США не желают его никуда продавать. Американские медики разделяют опасения перед сезонностью коронавируса.
Не миф, но псевдознание
- Еще к вопросу о мифах: писали, что восприимчивость к вирусу зависит от группы крови. Например, "первые" заболевает реже, чем "вторые".
- Любая болезнь некоторым образом связана с группой крови. Почему - мы не знаем. И чтобы это подтвердить, нужны большие исследования по группам населения. Вот вы знаете, какая у вас в Киеве группа крови главная? А во всей Украине?.. Даже если бы знали, то что-то смогли бы поменять?
Это не миф, но это псевдознание, которое ничем не поможет, зато может кого-то напугать. А психическое состояние в обществе и так подорвано. Молодые люди боятся выйти на улицу, чтобы не заразиться.
- Когда, по вашим прогнозам, может появиться вакцина?
- Чтобы была вакцина, ее нужно испытать. И уже испытывают на добровольцах. Вот в России взяли батальон солдат и вводят им препарат. А дальше как? Будут эти люди защищены или нет, никто не скажет. Нужен опыт наблюдений.
Я раньше сезона 2021 года вакцину не ожидаю. По крайней мере для большого числа людей. Может быть, кому-то привьют из власть имущих или богатых, но появится ли она массово - вряд ли.
- А может произойти так, что, когда вакцину окончательно одобрят, в ней уже и потребности не будет?
- И на этот вопрос сегодня никто не ответит. Мы не знаем, и я об этом уже говорил, какая будет ситуация в следующем году. Если сезон окажется большим, многие сами иммунизируются. Но потребность в вакцине есть, вакцина необходима, особенно для групп риска.
Широкое тестирование необходимо
- Существуют ли люди, которые не заразятся, у которых природный иммунитет?
- Терминология не верная. Иммунитета нет. Есть люди с врожденной невосприимчивостью. Но какие тут действуют механизмы, наука тоже еще не знает, и таких людей нельзя выделить из популяции.
Зато мы знаем, что есть люди, которые переносят коронавирус без клинических форм, их в два-три раза больше, чем тех, кто имеет клинические формы - от легких до тяжелых симптомов.
Это касается не только COVID-19, есть люди, врожденно устойчивые к различным инфекциям.
- Сегодня многие хотят сдать тест в надежде, что обнаружатся антитела. Есть в этом смысл?
- Конечно! Широкое тестирование необходимо. Тесты должны быть везде и доступны не просто для населения, но отдельно для организованных групп - армии, полиции, врачей в первую очередь. Хоть каждый день делайте тесты!
Почему? Потому что вчера тест был негативный, а сегодня может быть позитивный. Значит, садись дома и не распространяй инфекцию.
К сожалению, упор сейчас пошел на ПЦР-тесты, которые дают только половину подтверждений. Это неправильно. Надо прекратить делать массово ПЦР. Если будете здоровых тестировать, все выявленные случаи окажется ложно положительными.
Моя наука очень сложная, я не могу все объяснить в одном интервью. Но заключение простое: надо проходить тест на антитела. И если он положительный, тогда делать ПЦР.
- Вы имеете в виду ИФА-тесты?
- ИФА или рапид-тесты (быстрые) хорошего качества на наличие антител. Потому что у бессимптомных больных эти антитела могут появиться за неделю до того, как ПЦР тест их покажет.
- А как вы оцените наши украинские тесты?
- Украинские ИФА-тесты, которые мне удалось в нашей компании провести через международный стандарт качества, относятся к одним из лучших тестов в мире.
Сейчас хотим уговорить украинских специалистов сделать рапид-тест. Я привез такие образцы турецкого производства. Могу испытать прямо на вас, результат в течение 15 минут.
Маски - не самое тяжелое испытание
- Спасибо, очень интересно. Но сначала последний вопрос: добрая часть украинцев считают, что коронавирус - это заговор масонов с "рептилоидами", а на самом деле ничего страшного не происходит. Что вы таким скажете?
- Я скажу: носите маски. Во-первых, маски уменьшают дозу вируса, которую можно получить от носителя, болезнь будет менее тяжелой. Во-вторых, и это главное, маски нужны, чтобы защитить других. Если вы не будете носить маски, вы заразите ваших стариков - отца, маму, тестя, тещу, и они умрут.
Да, не нравится, да, душно. Но маски - это не самое тяжелое испытание. Я четыре года работал в Корее. Там все надевают маски, когда заходят в метро. Они себя защищают, не хотят дышать теми паразитами, которые есть в толпе. А у нас это почему-то считается насилием над личностью.
В масках нам предстоит ходить еще долго. Фото: REUTERS
И вот что еще скажу: разговоры про заговор хороши, пока ты не видишь самой болезни. А вот как только сосед заразится, как у него начнется пневмония, из которой месяц не сможет вылезти, вот тогда отпадает охота говорить о "рептилоидах".
То, что сейчас происходит в Украине, - это относительно низкая заболеваемость и низкая смертность. Цените! Проветривайте помещения, мойте руки, защищайте органы дыхания.
Никаких "рептилоидов" нет, вакцина - будет. Но сначала нам надо пережить тот сезон, который надвигается.