В первые дни самоизоляции было интересно наблюдать за людьми. Сначала всем стало любопытно - а правда ли на улицу никто не выходит. Из окна видно не очень, надо оценить обстановку самостоятельно, прикоснуться к моменту. Поэтому все одновременно вышли посмотреть, но как будто в магазин. Некоторые собаки впервые прошли 10000 шагов.
Люди ходили быстро, чтобы было понятно, что точно по важным делам, а не коронавирус там какой-то распространять. Кто-то виновато озирался, кто-то демонстративно соблюдал дистанцию, кто-то неудобно сидел на перемотанной лентами скамейке, наполненный верой в теорию заговора.
На второй день стало заметно безлюднее. Почему бы не посидеть дома денёк - подумали многие. И посидели денёк.
У нас рядом есть небольшой сквер, который в одночасье стал запрещенкой. Пережить это люди не могут до сих пор. Дело в том, что по нему не столько гуляют, сколько используют, чтобы срезать путь - или 20 минут идти, или 5, есть разница.
И вот этот сквер обмотали лентами и строго пригрозили «Сад на просушке!». Эта «просушка» после абсолютно бесснежной зимы была как красная тряпка. Люди бросались на ленты и рвали их грудью. Бабули, с трудом просачивались сквозь запрет, рискуя застрять, и так потом и шли, с прострелом в пояснице, согбенные и бесстрашные.
Так продолжалось несколько дней. Люди рвали ленты, а коммунальные службы вновь плели свои паутины. Пока однажды эта безмолвная битва не закончилось и две враждующие стороны не пришли к перемирию - ленту стали натягивать только одну и примерно на уровне глаз. Теперь, чтобы войти в сквер, надо лишь пригнуть голову. И рвать ничего не надо и заново обматывать тоже.
Но что меня особенно потрясло - это центр города. Да, я совершила ужасный поступок и гуляла по Невскому.
Таким безлюдным я его не видела никогда.
Центр Питера обнулился. Как будто кто-то нажал кнопку Reset.
Гулять там сейчас - невероятное удовольствие и антистресс. Во-первых, хотите вы того или нет, вы соблюдаете социальную дистанцию - людей настолько мало, что невозможно ни до кого ни докашлять, ни дочихнуть. Во-вторых, обязательно сходите на Дворцовую площадь и постойте там в одиночестве. В одиночестве на Дворцовой! И обязательно снимите маску, если вдруг вы в ней. Да вы и сами всё поймете, оказавшись там. Вспомните всё, что видела эта площадь, и подумаете «да что я как дурак тут стою».
Мне не найти слова, чтобы описать, как это.
Если убрать шум немногочисленных машин и добавить цокот копыт, то, наверное, получится ровно так, как задумывал Петр I. Красота города обрушивается на тебя и лишает слов. Хочется молча бродить там и вспоминать всё, что видели эти улицы и дома, рассматривать окна, за которыми скрываются квартиры с 4-метровыми потолками и навсегда потухшими каминами.
Когда идешь по пустынным улицам, создается ощущение, что город только мой. Что я его хозяйка. Гуляешь такая вся неторопливая - вот тут у меня Невский, вот тут Итальянская, а здесь мой мостик со львами. И как будто шуршишь по этому мостику неудобным кринолином. Думаешь, черт бы побрал эти кружевные колючие перчатки и жаркие панталоны.
А когда там толпа, то город как будто ничей. Он терпит этих чрезмерных людей, эти машины и парады, но хотел бы стряхнуть.
И вот сейчас получилось.