Слева Даниэль Лурье, справа - Ксения "Почти-Бодо в юбке" Витряк.
Посетил лекцию совладельца Sports.ru Даниэля Лурье "Русский спортивный интернет: в тесноте и обиде" в "Этажах". Лурье вместе с Дмитрием Навошей и группой приятелей выкупили самый старый спортивный сайт Рунета, причесали его, привели в настолько божеский вид, что теперь мне приходится проводить на сайте не менее получаса ежедневно.
В начале лекции Лурье привел цифры, согласно которым западные спортивные СМИ занимают лидирующие позиции, а значит, и заработки сайтов соответствующие. К примеру, в Штатах спортивные сайты зарабатывают около миллиарда долларов в год. Россия же пока ничем подобным похвастаться не может: "большая пятерка" спортивных сайтов в сумме зарабатывает 10-12 млн. долларов в год. Причину Лурье видит в том, что в России спорт - исключительное маргинальное занятие. Его же должно поддерживать государство, а если государство его не поддержит - спорт умрет. Естественно, в таких условиях ни о каком спортивном маркетинге не может идти и речи.
Рейтинги спортивных телетрансляций смехотворно низки. Исключения - сборные России (но только, когда они выигрывают) и "Зенит". Петебруг вообще довольно резко выделяется на фоне общероссийского затишья. К примеру, на продаже атрибутики клуб зарабатывает немаленькие 400 млн. руб. в год. На продаже телеправ российская премьер-лига зарабатывает меньше Японии, Китая, Греции, Румынии, Польши, 1 и 2-го английских дивизионов.
В спортивном Рунете нет явного лидера, отчасти потому, что этот бизнес не очень привлекателен. Фактически этими сайтами занимаются энтузиасты. При этом большинство проектов сами себя не кормят. Тот же "Чемпионат.ру" тратит на покупку лицензионного видеоконтента порядка ста тысяч долларов в год, что, по мнению Лурье, сайт точно не отбивает.
Конкуренция между игроками "большой пятерки" ("Спорт-экспресс", "Чемпионат.ру", Sportbox.ru, "Советский спорт", Sports.ru) очень высока, что порождает высокую долю порнотрафика. Чемпион в этом сомнительном соревновании - "Советский спорт". Достаточно зайти на их сайт и убедиться, что на каждом третьем баннере - сиськи Анны Семенович, на каждом втором - сиськи. Глубина просмотра на сайте "Совспорта" поистине уникальна - 9. У остальных - в районе 40. При этом, как говорит Лурье, никакого коммерческого смысла в покупке трафика нет, потому что столько трафика не продать. Поэтому среди спортивных сайтов очень много заглушек, то бишь саморекламы.
Потом Даниэль Лурье рассказал об истории создания Sports.ru. Основной упор делался именно на качественные тексты - и, по мнению Лурье, им удалось создать журналисткий дрим-тим. Сейчас для сайта пишут около ста журналистов. Также с самого начала было решено отказаться от порнотехнологий. На мой взгляд, рекламная политика Sports.ru образцова-показательна - даже использование полноэкранных всплывающих баннеров у меня это не вызывало ни доли раздражения. Сайт вкладывал немалые средства в брендинг - их лого красовалось на щитах во время топовых спортивных событий. Также были сделаны дико дорогие рекламные ролики (довольно-таки стильные). В последний год из-за кризиса решили прикрыть историю с видео, зато выстрелила "Трибуна" - что оказалось для них неожиданностью. В дальнейшем сайт таки запустит видео (про формат Лурье не уточнил), а в виртуальный букмекер поиграться можно уже сейчас.
Как я понял, будущее спортивного Рунета - за сервисами и интеграцией в социальные сети. Ну если Sports.ru дорожит качеством текстов, то о других такое сказать можно далеко не всегда. Как-то на "Трибуне" один пользователь сравнил спортивные сайты по разным показателям. Но, что симптоматично, не было сказано ни слова про качество самих журналистских текстов.
А лекция оставила очень приятное впечатление. Лурье показался человеком очень грамотным и на удивление скромным и тактичным.