Прошлый 2021-й год был насыщен культурными событиями не только в Узбекистане, но и во многих странах постсоветского пространства. Об одном значимом событии в городе Москва, хочется рассказать и показать, а именно, о выставке современного искусства
«Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» в Музее современного искусства «Гараж». Среди участников мирового уровня СОВРИСК (Нам Джун Пайк (Nam June Paik), Роман Опалка (Roman Opalca), Тейчин Сье (Tehching Hsieh) и др.) были два художника из Узбекистана, - это Вячеслав Ахунов с инсталляцией «Мантры СССР» и перформансом «Чемоданы» и Вячеслав-Юра Усеинов с картиной «Тень несуществующего дома».
Текст и фото-материалы для поста, по моей просьбе, любезно предоставлены Вячеславом Ахуновым.
Выставка визуализирует сравнительно небольшой сегмент художников Contemporary Art, «исследующих и тематизирующих протяженность времени». Как через тело художника, так и через сам процесс создания и представления искусства. В экспозиции покажут работы 30 авторов разных поколений из стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа, Восточной и Западной Европы. Название выставки на английском языке «Spirit Labor» (духовный труд) взято из одноименного киноэссе британского историка перформанса и куратора Адриана Хитфилда (Adrian Heathfield).
В нем он «анализирует специфический тип труда художника, построенного на сопротивлении превосходящим себя силам, будь то время или природная стихия». Название на русском языке «Служба времени» раскрывает аспекты выставки в несколько ином ракурсе, обращая внимание на драматическую зависимость человека от единственного, по-настоящему не возобновляемого ресурса, - времени. Фокус на протяженности времени - вязкого, проблематичного, неисторичного - зачастую приводит к появлению произведений искусства, невероятно сложных в создании. А еще сложнее в «проживании». Как, например, те, что художник создает постепенно, в течение всей жизни. Так работал тайваньско-американский художник Тейчин Сье (Tehching Hsieh, 1950). Исследуя самого себя в течение всех своих работ, Тейчин Сье преодолел материальные привязанности, потребность в безопасности и уважении и, что важно для художника, стремление к признанию и актуальности. Он создал 7 перформативных работ, делая каждую минимум год, а самую продолжительную - четырнадцать лет. После чего художник ушел «в отставку».
Экспонаты, выставленные на выставке СОВРИСК-а
«Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» в Музее современного искусства «Гараж» можно посмотреть, пройдя по ссылке.