Михаил Горбачев, президент СССР
Кем был в августе 1991-го: президент СССР.
Что делал после 1991-го: 25 декабря 1991 года сложил с себя полномочия. В 1996-м баллотировался на пост президента РФ, набрал всего 0,5% голосов. С 1992 года - президент Горбачев-Фонда.
Прямая речь: «Говорят, Горбачев знал, а как ему было не знать… Откуда только не звонили мне, не предупреждали: путч, путч, путч… Самое главное было не довести до крови большой… И мы избежали. Гражданская война могла бы быть» - ответ на пресс-конференции 17 августа 2011 года.
«Я делал ставку на новый Союзный договор. Он был готов, мы могли его подписать в течение нескольких дней. Мы могли бы заново основать СССР на новом фундаменте. Меня не оставляла мысль, что мне придется вскоре вернуться, я даже приказал подготовить самолет, на котором мы должны были вернуться в Москву. Было воскресенье 18 августа, когда все началось. Я переговорил по телефону с Георгием Шахназаровым, который отдыхал в Крыму, в санатории «Южный». Это был последний телефонный звонок перед тем, как телефоны отключились» - интервью итальянской газете La Repubblica
Геннадий Янаев, председатель ГКЧП
Кем был в августе 1991-го: вице-президент СССР, председатель ГКЧП.
Что делал после 1991-го: освобожден по амнистии в 1994 году. После освобождения работал в Российской международной академии туризма. Написал книгу «ГКЧП против Горбачева. Последний бой за СССР». Умер в сентябре 2010 года.
Прямая речь: «Я абсолютно никогда не признавал, что я совершил государственный переворот, и никогда не признаю. Для того чтобы понять логику моих действий, а также логику действий моих товарищей, надо знать ситуацию, в которой страна оказалась к августу 1991-го года. Речь тогда шла о практически тотальном кризисе, в стране шла открытая борьба за власть между сторонниками сохранения единого государства и общественно-политического строя и его противниками» - из интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Дмитрий Язов, министр обороны, член ГКЧП
Кем был в августе 1991-го: министр обороны, член ГКЧП, отдал приказ о введении войск в Москву.
Что делал после 1991-го: амнистирован в феврале 1994-го, в 1998-м был назначен главным военным советником Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ. С 2008 года - ведущий аналитик Службы генеральных инспекторов Минобороны.
Прямая речь: «А когда началось так называемое ГКЧП, звонит мне Грачев и докладывает о том, что Борис Ельцин просит его направить охрану к Белому дому. Я отвечаю: «Пожалуйста, направьте туда батальон 106-й воздушно-десантной дивизии, которая шла из Тулы». Дивизией командовал Лебедь, хотя он был уже зам по боевой у Грачева как командующего ВДВ. Батальон прибыл. Но там было полно пьяных. Подпоили военных. Лебедь зашел к Ельцину и доложил, что «прибыл для охраны». В общем, получилось так, что Ельцин их (Грачева и Лебедя) перевербовал» - из интервью «Независимой газете».
Борис Пуго, министр внутренних дел, член ГКЧП
Кем был в августе 1991-го: министр внутренних дел СССР, член Совета безопасности, член ГКЧП.
Что делал после 1991-го: 22 августа 1991 года Пуго и его жена покончили с собой.
Прямая речь: «Совершил абсолютно неожиданную для себя ошибку, равноценную преступлению» - из предсмертной записки.
Борис Ельцин, президент РСФСР
Кем был в августе 1991-го: президент РСФСР.
Что делал после 1991-го: до 31 декабря 1999 года - президент России. Умер 23 апреля 2007-го.
Прямая речь: «Решили писать обращение к гражданам России. Текст от руки записывал Хасбулатов, а диктовали, формулировали все, кто был рядом, Шахрай, Бурбулис, Силаев, Полторанин, Ярошенко. Затем обращение было перепечатано. (…) Буквально через час после того, как мои дочери напечатали наше обращение к народу, в Москве и других городах люди читали этот документ. Его передавали зарубежные агентства, профессиональная и любительская компьютерная сеть, независимые радиостанции типа «Эхо Москвы», биржи, корреспондентская сеть многих центральных изданий.
Мне кажется, пожилые гэкачеписты просто не могли себе представить весь объем и глубину этой новой для них информационной реальности. Перед ними была совершенно другая страна. Вместо по-партийному тихого и незаметного путча вдруг получился абсолютно публичный поединок. (…) Признаться, мало что радовало в тот момент. Все казалось зыбким и ненадежным. Сейчас помчимся в Белый дом, а вдруг где-то засада. А если прорвемся - там тоже может быть ловушка. Привычная почва уходила из-под ног» - из книги «Записки президента».
Александр Руцкой, вице-президент РСФСР
Кем был в августе 1991-го: вице-президент РСФСР, один из главных организаторов обороны Белого дома. 21 августа вместе с Иваном Силаевым вылетел в Форос за Михаилом Горбачевым.
Что делал после 1991-го: до сентября 1993 года был вице-президентом РФ. В 1992 году возглавил комиссию Совета безопасности по борьбе с коррупцией, в апреле 1993-го объявил об «11 чемоданах компромата» на госчиновников, в том числе Егора Гайдара, Геннадия Бурбулиса и Анатолия Чубайса. В 1993-м был одним из главных действующих лиц октябрьского конфликта с Борисом Ельциным, призывал к штурму мэрии Москвы и телецентра «Останкино». Был арестован и освобожден в феврале 1994 года по амнистии. С 1996-го по 2000 год - губернатор Курской области. Сейчас - председатель совета директоров строящегося в Воронежской области цементного комбината.
Прямая речь: «После того как это все успокоилось, я пришел сам к Борису Николаевичу и сказал: «Борис Николаевич, дальше чего мы сидим, выжидаем? Давайте полечу, привезу Горбачева?» - «Как ты это сделаешь?» - «Ну, это другой вопрос». Если бы действительно хотели нас уничтожить, каким же образом я от здания Верховного совета сначала съездил в Кремль, разговаривал с Анатолием Ивановичем Лукьяновым, а потом через два дня я сел в машину и на своей машине мимо колонн, мимо войск поехал во Внуково. Никто мне не мешал захватить самолет Янаева. И улететь на этом самолете. Да, была дана команда поставить танки на ВПП, чтобы мы там не сели, ну, командир бригады морской пехоты это не сделал, и мы спокойно сели» - из интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Руслан Хасбулатов, и. о. председателя ВС РСФСР
Кем был в августе 1991: и.о. председателя Верховного Совета РСФСР. 19 августа был на даче в поселке Архангельское по соседству с дачей Ельцина. По собственным воспоминаниям, как только рано утром увидел по телевизору «Лебединое озеро», побежал к Ельцину. Принимал участие в составлении обращения «К гражданам России», вместе с командой Ельцина находился в Белом доме.
Что делал после 1991: с 1991-го по 1993 год был председателем Верховного Совета. В сентябре-октябре 1993 года в конфликте Верховного Совета с Борисом Ельциным был одним из главных противников Ельцина, 4 октября был арестован и помещен в Лефортово, освобожден в феврале 1994. Летом 1994 создал «миротворческую миссию профессора Хасбулатова», пытаясь посредничать между президентом Чечни Джохаром Дудаевым и российскими властями, однако переговоры не имели успеха. С 1994 года - заведующий кафедрой мировой экономики Российской академии им. Г. В. Плеханова.
Прямая речь: «Самой ужасной была первая ночь. Мы думали, что они атакуют Белый Дом. Мы видели много признаков того, что армия собирается атаковать здание. Вот тогда-то Ельцин и хотел укрыться в посольстве США. Я заметил, что он готовится спуститься в гараж. «Через полчаса по нам начнут палить», - сказал он. К счастью, я убедил его остаться. Мы не могли бросить людей, нам бы этого никогда не простили», - из интервью испанской газете El Mundo
Павел Грачев, командующий ВДВ, участвовал в подготовке путча
Кем был в августе 1991: командующий Воздушно-десантными войсками СССР. Участвовал в разработке планов ГКЧП, 19 августа выполнил приказ Язова о введении войск в Москву, однако затем перешел на сторону Ельцина и, вместо того чтобы штурмовать Белый дом, отправил танки на его защиту.
Что делал после 1991: с 1992-го по 1996 год - министр обороны РФ, в 1994-1995 годах лично руководил боевыми действиями в Чечне. Проходил в качестве подозреваемого по делу об убийстве журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова. С 1998-го по 2007-й - советник ФГУП «Рособоронэкспорт». Сейчас руководитель группы советников генерального директора ОмПО «Радиозавод им. Попова».
Прямая речь: «Тогда я выступил против ГКЧП, по сути, не допустил захвата Бориса Николаевича в Белом доме. По крайней мере так многие считали. Вот поэтому, вероятно, Ельцин и решил меня отблагодарить» - из интервью газете «Труд».
Геннадий Бурбулис, секретарь Госсовета при президенте РСФСР
Кем был в августе 1991: Секретарь Государственного совета при президенте РСФСР, правая рука Бориса Ельцина, участвовал в подготовке и подписании Беловежских соглашений.
Что делал после 1991: с 1991-го по 1992 год - первый зампред правительства России. С 1993-го по 2000 год - депутат Госдумы, один из основателей партии «Выбор России». С 2000-го по 2007-й - вице-губернатор Новгородской области, с 2001-го по 2007-й - член Совета Федерации. Сейчас - заведующий кафедрой политософии Международного университета в Москве.
Прямая речь: «Это политический Чернобыль советской системы, и эти три дня лишили нас Родины и страны, и уже, скажем, после этого не было ни КПСС, не было ни советского руководства, не было ни советского правительства, и каждая республика вынуждена была решать вопросы выживания элементарного практически в одиночку» - из интервью радиостанции «Эхо Москвы».
Иван Силаев, премьер-министр РСФСР
Кем был в августе 1991: премьер-министр РСФСР, подписал обращение «К гражданам России», вместе с Руцким летал в Форос за Горбачевым 21 августа.
Что делал после 1991: выступил против Беловежских соглашений, 26 сентября 1991 года был отправлен в отставку с поста председателя российского правительства. В 1991-1994 годах - посол России при ЕС в Брюсселе. С 2002-го по 2006 год - председатель Российского союза машиностроителей.
Прямая речь: «Сегодня можно говорить о полной неизвестности относительно того, что же будет с российским руководством в ближайшие дни. Мы допускаем любые ситуации. У нас нет танков и других видов оружия. Но у нас есть доверие российского народа, его поддержка, и я не сомневаюсь, что именно россияне скажут свое слово в защиту прав человека, конституционных норм и правил, касающихся как союзного президента, так и президента России и всех законно избранных органов. <…> Мы готовы ко всему. Даже если случится самое худшее - что тоже возможно, - граждане России скажут о нас доброе слово» - интервью РИА 19 августа 1991 года.
Олег Бакланов, секретарь ЦК КПСС, член ГКЧП
Кем был в августе 1991: секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам, член ГКЧП.
Что делал после 1991: освобожден по амнистии в 1994 году. Сейчас - председатель Совета директоров ОАО «Рособщемаш».
Прямая речь: «Главный мотив нашей поездки [в Форос] - отложить ту акцию, которую подготовил Горбачев, - подписание нового союзного договора. Подписание союзного договора привело бы по сути дела к распаду Советского Союза, потому что его могли подписать на тот период только шесть или семь республик. (…) Я лично не был ознакомлен с ним, узнал его содержание только 16-го или 17-го числа из публикации газеты. Этот вопрос необходимо было обсудить и в Кабинете министров, и на Верховном совете. Лукьянов тоже его не одобрял, были вопросы. Вот эта задача стояла перед нами с тем, чтобы остановить Горбачева...» - из интервью радиостанции «Свобода».
Валентин Павлов, премьер-министр, член ГКЧП
Кем был в августе 1991: премьер-министр СССР, член ГКЧП.
Что делал после 1991: амнистирован в 1994 году. В 1995 году - президент Часпромбанка, у которого впоследствии была отозвана лицензия. С 1996 по 1997 год - финансовый советник председателя правления Промстройбанка. Умер в 2003 году.
Прямая речь: «В российской действительности полное разрушение работающего механизма управления в ускоренном темпе и до основания, начиная со штабов, с мозгов, а затем строительство. Плата за очередное ускорение, естественно, может быть только одна - паралич производства и разрушение производственного потенциала. Она не только была предсказана российскому руководству не один раз, но и просчитана, последний раз в августе 1991 года. Результаты оценки были известны всем республикам. Неслучайно практически ни одна из них не пошла по российскому пути, за исключением отдельных вынужденных шагов» - из интервью журналу «Коммерсант-Власть».
Василий Стародубцев, аграрий, член ГКЧП
Кем был в августе 1991: народный депутат, председатель Союза аграрников РСФСР и Крестьянского союза СССР, член ГКЧП.
Что делал после 1991: выпущен из тюрьмы по состоянию здоровья в 1992 году. С 1997-го по 2005 год - губернатор Тульской области. С 2007 года - депутат Госдумы от КПРФ.
Прямая речь: «Штаб Крючкова разработал действия Государственного комитета по наведению порядка, в первую очередь - в Москве, конечно же, но и по всей стране тоже. А потом был объявлен день выступления ГКЧП, когда в столицу <...> были введены бронетанковые и другие войска. Но в результате предательства Грачева и в какой-то мере «Альфы» нам не удалось навести порядок в Москве» - из интервью km.ru.
Владимир Крючков, председатель КГБ, член ГКЧП
Кем был в августе 1991: председатель КГБ СССР, член ГКЧП.
Что делал после 1991: освобожден в 1992-м, амнистирован в 1994 году. Написал мемуары «Личное дело». Входил в совет директоров информационно-аналитической структуры АНТР «Регион» (часть АФК «Система»). Умер в 2007 году.
Прямая речь: «Для всех было очевидно: если бы 20 августа был подписан договор - не было бы Советского Союза. Мы продлили жизнь нашей страны на 4 месяца» - интервью газете «Известия»